Английский либерализм и вклад И. Бентама

Английский либерализм формировался в основном в рамках ос­мысления процесса становления Англии в последней трети XVIII в. как ведущей капиталистической державы мира. Анализируя предпосылки этого процесса, мыслители-либералы пришли к следующим выводам:

- частная собственность играет благоприятную роль для активности индивида, его свободы;

- необходимы гарантии неприкосновенности частной собственности и личной жизни людей;

- поступками частного собственника двигают не столько спонтан­ные импульсы, сколько преднамеренный трезвый расчет на извлече­ние из своих действий максимальной личной пользы;

- расчет имеет широкий диапазон: от удовлетворения сугубо эго­истического интереса до разумного сочетания личных интересов с по­зицией других.

Английский либерализм имел своеобразную окраску в учении И. Бентама. Иеремия Бентам (1748-1832) – родоначальник теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд идей Гоббса, Локка, Юма, французских материалистов Гельвеция, Гольбаха. Его политико-юридические взгляды изложены в трудах «Принципы законодатель­ства», «Деонтология, или Наука о морали» и др. Своеобразие утилита­ризма выражается в четырех постулатах: 1) смысл человеческой деятельности – удовольствия и исключение страдания; 2) самый зна­чимый критерий: действие должно быть средством решения задачи (польза); 3) нравственность формируется обществом и ориентирует на обретение полного счастья наибольшего количества людей; 4) цель развития человечества – максимизация общей пользы путем уста­новления гармонии частных и общественных интересов.

Либерализм Бентама необычен. Философ не принял понятие «сво­бода», считая его продуктом умозрения и фактическим действием, не отличавшимся от своеволия. Он выделяет понятия пользы, интереса и безопасности личности. Человек сам заботится о своем благополу­чии, определяет, в чем его интерес. Именно последовательно проводи­мый принцип личной пользы (а не свободы), неизбежно приводит ин­дивида к интеграции на основе общего интереса. Идеи Бентама оказали ощутимое влияние на развитие правовой науки. Соотнесение законодательства с балансом интересов послужило становлению со­циологической школы права. Обоснование преобладания закона над естественным правом предвосхитило юридический позитивизм.

Вопросы нравственности и свободы в либерализме Милля

Взгляды Джона Стюарта Милля (1806-1873) изложены в трудах «О свободе», «Представительное правление», «Основы политической экономии». Ученик Бентама, он отходит от его утилитаризма, разра­батывая постулаты своего учения.

Расширение оснований нравственности. Нравственность нельзя базировать целиком, как у Бентама, на личной экономической выгоде индивида и на вере в то, что удовлетворение корыстного интереса каждого человека автоматически приведет к благополучию всех. Принцип достижения личного счастья (удовольствия) должен быть органически связан с идеей согласования интересов индивидов и об­щества.

Конструирование «нравственных» моделей общества: «выбор по­литических учреждений скорее с моральной и воспитательной точек зрения, чем с точки зрения материальных интересов». Высшее прояв­ление нравственности (добродетели) – идеальное благородство, про­являющееся в подвижничестве ради счастья других.

Свободный человек. Все вышеперечисленное может быть уделом только свободного человека. Свобода индивида, понимаемая нравст­венно, определяет все политические проблемы. Это – независимость человека в сфере тех действий, которые прямо касаются только его самого, в границах этой сферы он действует согласно своему собствен­ному разуму.

Свобода – абсолютно необходимое условие. Индивидуальная сво­бода в жизни – необходимое условие самоосуществления индивида и защиты от посягательств извне на его автономию (свободу мысли и мнения выражаемого вовне, свободу действовать сообща с другими, свободу выбора и достижения своих целей, самостоятельное устрое­ние личной судьбы).

Опасность тирании общественного мнения. Автономии индиви­да угрожает не только государство, но и «тирания господствующего в обществе мнения», выражающего взгляды большинства. Его деспо­тизм проявляется в «массовой демократии», чреват подавлением ин­дивидуальности.

Качества индивидов и политические институты. Свобода граж­дан первична по отношению к государству, т.к. оно зависит от воли и умения людей налаживать нормальное общежитие. Государство не является по определению угнетателем добродетельного общества, не­обходимо и самосовершенствование людей.

Реализация свободы и конфликты. Индивидуальная свобода – по­стоянный генератор прогресса общества и определяет пределы наси­лию. Социальные конфликты неизбежны, если навязываются насиль­но. Они разрешаются конструктивными усилиями индивида в соединении с усилиями других свободных индивидов.








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 934;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.