Обзор экономической литературы
Термины «инвестиции» и «имущественный капитал» достаточно близкие, хотя оба эти понятия имеют очень широкое толкование. В разделе 3.3. мы уточняем определение основных понятий, связанных с инвестиционным процессом. Пока же специально подчеркнём, что если основой создания жизненных благ правомерно считать сложный капитал (природный. человеческий, имущественный) и сам процесс их создания, т.е. процесс материального производства, то основой процесса создания сложного капитала является инвестиционный процесс.
Деньги присутствуют и в том и в другом процессах. И не только деньги, как единица измерения стоимости, но и другие единицы измерения (вес, размеры и т.п.) тоже присутствуют и в том, и в другом процессах. Но это не даёт никаких оснований рассматривать оба эти процесса, как процессы "создания" денег, килограммов или метров. Однако из всех единиц измерения только деньги превращаются ещё и в правовые документы. Но если килограммами и метрами измеряются реальные объекты, и речь может идти лишь о точности измерения, то деньги, просто выражающие "объём прав на приобретение всего, что продаётся", представляют собой некое "абстрактное право", существующее якобы вне реальных благ. Отсутствие правильного понимания природы этого "измерительно-правового инструмента" неизбежно вызывает ошибочное представление, как об его роли, так и о допустимых способах его использования. Современные представления об инвестиционном процессе являются наглядным примером полной экономической дезориентации современного общества в этом важнейшем вопросе экономической деятельности.
Процесс инвестирования мы, прежде всего, рассматриваем как процесс превращения денег в производственные фонды, т.е. вложение их в создание имущественного капитала. Но, в то же время, инвестиции − это вложения и в человеческий капитал, и в энергоносители. Между процессом производства, в котором блага создаются для последующей реализации, и процессом инвестиций, в котором блага используются для создания производительных сил, существуют принципиальные различия.
Процесс производства приводит к созданию натуральных благ и появлению соответствующих им новых ценностей в виде дохода, а общество становится богаче на сумму, соответствующую доходу. Процесс создания производительных сил, будь то человек. энергоносители или производственные фонды − это затратный процесс. Никакой "новой потребительной стоимости" при этом не возникает, а происходит преобразование денег участников в производственные фонды юридического лица. Общество от этого процесса не становится богаче, а юридическое лицо, его осуществляющее, заинтересовано в том, чтобы осуществить инвестиционный процесс с минимальными затратами.
Стремясь к более точным формулировкам, мы решили обратиться к современным экономическим источникам, в частности, к работе учёных из США «Принципы инвестиций» (биб. № 24). Вот как определяются инвестиции (investment) в этой работе:
Расходование имеющихся в настоящее время ресурсов в ожидании получения большего объёма в будущем (с. 25).
Это определение предназначено для юридического лица, осуществляющего и производственную, и инвестиционную деятельность. Причём, "инвестиционным" называется только такой процесс, который осуществляется ради последующего осуществления на созданном оборудовании процесса производства. В приведенном виде такое определение просто лишено смысла: почему расход ресурсов должен привести к росту "объёма" (вероятно, имеется в виду объём дохода) в будущем, если с увеличением материальных затрат доход неизбежно снижается? Вкладчики банка или юридического лица, действительно, заинтересованы в максимизации цены оказанной ими финансовой услуги, но причём тут "инвестиционный процесс"? Ведь "инвестором" называется только физическое лицо, участвующее и в производственном процессе, и в процессе образовании инвестиционного фонда юридического лица.
Фактически это определение соответствует экономической сути действий обычного вкладчика банка (ростовщика, рантье), никак не связывающего свой вклад с использованием вложенных денег и не имеющего намерения играть какую-то роль в процессе их использования. Вкладчик вложил деньги, а остальное должны сделать сами деньги. Хотя в данном случае принцип "деньги делают деньги" не упоминается, но он подразумевается как нечто само собой разумеющееся и ожидаемое.
Называть такие вклады инвестициями, а вкладчиков − инвесторами, нет никаких оснований. Ведь речь не идёт о создании новых производственных фондов, которые и являются объективной целью осуществления инвестиций. С инвестициями может быть связан любой расход материалов и, потенциальным источником инвестиций могут быть любые денежные или материальные активы. Но мы рассматриваем цель, которую имеет данная конкретная операция. Любые, даже украденные деньги могут служить вполне доброкачественным инвестиционным вкладом. Критерием оценки действий человека должна служить не его заинтересованность в жизненных благах и деньгах, которая объективно присуща любому человеку, а цель, которую он преследует при осуществлении конкретной операции, на основании которой и производится оценка: если деньги вкладываются ради создания производственных фондов, с использованием которых человек связывает своё денежное обеспечение, − это инвестор. Если деньги вкладываются только ради получения высоких % на вклад или дивидендов, − это вкладчик, которого использование вложенных денег вообще не интересует.
Та же работа, на которую мы уже ссылались (биб. № 24) целиком посвящена операциям с ценными бумагами и рассматривает инвестиционный процесс только как процесс осуществления таких операций. Именно такой подход широко распространён сегодня на Западе. Операции с ценными бумагами, хотя и носят чисто спекулятивный характер и не создают никаких благ, но поскольку законом они не запрещены, с их осуществлением приходится мириться. Но инвестиционного характера эти операции не имеют, так как не влекут за собой возрастание производственных мощностей и увеличение производительных сил общества. Более того, операции с ценными бумагами вообще не связаны с созданием благ. А имеющее место обогащение лиц, участвующих в подобных операциях, − это результат процесса перераспределения денег между членами общества, возникающий благодаря неэкономическому обогащению одних, и экономически неизбежному обнищанию всех остальных.
Обратимся к фундаментальному учебнику Ekonomics (биб. № 41, С-11.):
Инвестиции (investment) – затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов.
Здесь в качестве инвестиций рассматриваются и затраты на «накопление средств производства», что действительно соответствует инвестициям, и затраты на производство и увеличение материальных запасов, ничего общего с инвестициями не имеющие.
Хотя инвестиционный процесс правомерно рассматривать как часть производственного, но конкретные цели этих процессов существенно различны. Как мы уже отмечали:
− инвестиционный процесс имеет своим результатом создание новых производственных мощностей, остающихся в распоряжении участников процесса производства и используемых ими для создания жизненных благ;
− производство жизненных благ, которым занимаются участники юридического лица, осуществляется для последующей реализации созданных товаров и услуг, а результатом производственного процесса является получение выручки.
Не будем ссылаться на другие источники. Почти все они, имея в виду те, с которыми мы имели возможность ознакомиться, трактуют понятие «инвестиции» примерно одинаково:
Инвестиционный процесс – это участие в финансовых операциях спекулятивного характера, которые при наличии у участников этих операций соответствующего опыта и денег могут принести значительную финансовую выгоду.
Трудно допустить, что современные экономисты не осознают различий между процессами производства и инвестиционными. Но поскольку они, как правило, лично заинтересованы в сохранении существующей системы неэкономического обогащения, использующей для этого терминологию инвестиционного процесса, то существующая путаница в экономических понятиях их вполне устраивает. В результате, не приходится рассчитывать на активность экономической науки в чистке "авгиевых конюшен" экономики. Скорее наоборот. Но, не имея возможности научно обосновать, в частности, действующую инвестиционную "систему", экономическая наука вынуждена делать вид, что "всё в порядке".
Нельзя утверждать, что на Западе распространено только такое, изначально ошибочное понимание инвестиционного процесса. Но - это наиболее распространённые взгляды в современной западной экономике, и, соответственно, в российской, во многом её копирующей.
Но в той же работе "Ekonomics", на которую мы ссылались в негативном аспекте, приводится и такое определение инвестиций:
"Инвестиции в человеческий капитал − любые затраты, предпринятые для повышения образования, квалификации, улучшения здоровья рабочих…" (биб. № 41, С-11.).
Таким образом, инвестиции − это всегда прирост мощностей, но совсем не прирост производства благ, а только предпосылка для такого прироста. Будет такой пророст на деле, или не будет, полностью зависит от качества инвестиционных проектов и эффективности использования нового оборудования участниками. Но если сегодня управление инвестиционным процессом почти полностью находится в руках лиц, заинтересованных только в высоких дивидендах и в самовозрастании стоимости акций, т.е. в эффективности этого процесса для вкладчиков, то рассчитывать на высокую производственную эффективность инвестиционных вложений нет никаких оснований.
Во всяком случае, определение термина «инвестиции» современной экономической теорией в США – это знаковый признак, позволяющий судить о том, в какую сторону развивается современная экономика. Можно отметить, как неоспоримый факт, что:
Изменения экономической теории направлены, в основном, на удовлетворение материальной заинтересованности определённой категории лиц в создании систем неэкономического обогащения, и происходят, главным образом, в сторону увеличения разрыва между объективной реальностью и нашими представлениями о ней.
Вторая половина XX века характеризовалась бурным развитием финансовой деятельности, основанной на использовании принципа "деньги делают деньги". Причём, инвестиции стали практическим инструментом, с помощью которого осуществляется процесс финансовой деятельности.
Мы уже ссылались на работу американских учёных "Принципы инвестиций" (биб. № 24). Она, по своему, очень показательна. По существу процесс инвестиций рассматривается только как финансовая деятельность, а не как процесс создания производственных фондов. Авторы этой работы сумели изложить свою тему, ни разу не обратившись к производственной сфере. Термины "жизненные блага", "производственные фонды" и "производственный процесс" вообще не содержатся в предметном указателе, имеющемся в данной работе. Да и зачем они нужны, если с помощью финансовой деятельности можно получать деньги, вообще минуя стадию производственной деятельности.
Сфера материального производства с её сложным капиталом полностью подчинена действию законов природы, так как речь идёт о производстве материальных благ. А на финансовую деятельность действие естественных законов не распространяется. Это создаёт мощный, не подкреплённый созданием натуральных благ, денежный поток, постоянно вливающийся в сферу товарно-денежного обращения. Потому и инфляция, скромно представленная в этой работе, как "темп роста общего уровня цен на товары и услуги", стала постоянным явлением современной экономической деятельности.
К сожалению, последнее десятилетие "реформирующейся России" тоже характеризуется значительным развитием финансовой деятельности, создающей деньги "из ничего", и происходящей, в основном, в форме инвестиционной деятельности. Результат − толпа миллиардеров, обнищавший средний класс, бо′льшая часть общества, влачащая полунищенское существование, и инфляция, ставшая нормой российской жизни.
Рассмотрим ещё два источника, дающие свои трактовки понятия «инвестиции».
В «Экономике предприятия» (биб. № 39 ) содержится развёрнутое определение этого понятия, существенно отличающееся от американского варианта:
Инвестиция – это капиталовложение, которое направляется на обеспечение предприятия факторами производства (реальная инвестиция) или на приобретение ценных бумаг (портфельная инвестиция), охватывающее несколько периодов времени. В центре внимания при планировании инвестиций на предприятии находятся реальные инвестиции, в то время как портфельные инвестиции имеют в этой связи, скорее, дополняющий характер (с. 724).
Из этого определения очень чётко просматриваются два способа получения будущих благ, которые, как считают авторы определения, проявляются либо в обеспечении предприятия «факторами производства», либо в портфельных инвестициях, способных приносить доход вообще, минуя стадию производства. Как следует из приведенной в цитируемой работе расшифровки понятия «факторы производства», в данном случае под этим термином подразумеваются различные формы увеличения производственных мощностей, т.е. инвестиционная направленность приведенного выше определения в этой части сохраняется полностью. Как нам представляется, указание на портфельные инвестиции вообще излишне. Поскольку тем самым предполагается существование ещё одного вида деятельности, в данном случае, по созданию денежных благ, минуя стадию создания натуральных благ. Существование такой системы "производства денег" научно не состоятельно. С текущим производством «портфельные инвестиции» никакой связи не имеют. Как, впрочем, и с инвестициями вообще.
Ещё одна трактовка термина «инвестиции» изложена в учебнике «Курс экономики» (биб. № 18):
Реальные инвестиции – это вложения в отрасли экономики и виды экономической деятельности, обеспечивающие, приносящие приращение реального капитала, т.е. увеличение средств производства, материально-вещественных ценностей, запасов.
Финансовые инвестиции представляют собой вложения в акции, облигации, векселя, другие ценные бумаги и финансовые инструменты. Такие вложения сами по себе не дают приращение реального вещественного капитала, но способны приносить прибыль, в том числе спекулятивную, за счёт изменения курса ценных бумаг во времени или различия курсов в разных местах их продажи.
Следовало бы после определения "реальных инвестиций" поставить точку и закончить на этом всё определение процесса инвестиций. Собственно говоря, из процитированного выше определения понятия "финансовые инвестиции" следует, что финансовые инвестиции, не дающие никакого приращения реального капитала, вообще не правомерно рассматривать как инвестиции. Похоже, что авторы этой работы просто "отдают должное" распространённой формулировке "портфельные инвестиции", которая значительно благозвучнее, чем настоящее определение этой операции: "спекуляция ценными бумагами". Если я реально вкладываю деньги в игральный автомат, то дают ли такие мои действия право считать меня инвестором? А ведь финансовые инвестиции тоже большей частью основаны на принципе «везёт – не везёт», с той лишь разницей, что игральным автоматом «управляет» теория вероятностей, а финансовыми процессами – объективная финансовая конъюнктура. Кроме того, как мы покажем ниже, реальной товарной стоимости акций, облигаций и т.п. вообще не существует, а все эти документы являются по своёй экономической природе финансовым обязательством, которое не имеет никаких оснований для того, чтобы участвовать в товарно-денежном обращении.
С помощью системы зеркал кусок колбасы можно и увеличить, и размножить, но реальной колбасы от этого не прибавится. Деньги, образованные не на основе товарно-денежного обращения, а полученные с помощью финансовой деятельности, − это те же самые зеркальные отражения денег, которым придан правовой статус реальных денег. Причём, если с материальными благами такая операция, как "придание статуса" благ их отражениям, невозможна, то с правовыми документами, какими являются деньги, такая операция вполне осуществима, так как любые деньги выходят из-под печатного станка и их количество ограничивается только сознанием самого человека. Вывод может быть только один:
Финансовая деятельность, связанная с созданием "денег из денег" научно не обоснована, а, осуществляемая на практике, представляет собой финансовую аферу, узаконенную обществом с помощью "позитивного права"
Таким образом, экспресс-обзор современной экономической литературы в вопросе инвестиций даёт основания для следующих выводов:
Во-первых, многие определения термина «инвестиции» включают в себя «затраты на производство и на создание материальных запасов» (биб. №№ 24, 41), что к инвестициям не имеет отношения, а связано с производственной деятельностью.
Во-вторых, большинство источников рассматривают в качестве инвестиционного процесса, хотя и с некоторыми оговорками, финансовые операции спекулятивного толка, дающие возможность получить выгоду, но не являющиеся по своей экономической природе инвестициями. Ниже мы будем рассматривать только реальные инвестиции.
В-третьих, в обществе существует значительная категория физических лиц, экономически заинтересованных в существовании системы неэкономического обогащения, что обеспечивает сохранение этой системы, несмотря на её неэкономическую природу и асоциальную направленность.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 902;