Процесс обогащения богатых
| |||
|
|
В середине 90-х годов российское правительство выпустило так называемые Государственные казначейские обязательства (ГКО), которые от обычных займов, представляющих собой форму помощи, которую население оказывает государству, имели противоположную задачу: облагодетельствовать определённую категорию членов общества, получивших соответствующую информацию. Некоторые серии ГКО, которые государство добросовестно погасило, предполагали трёхкратное увеличение их стоимости примерно за 3-4 года. Картина достаточно условна, но она показывает, как финансовая афёра в сочетании с инфляцией, во многом ею же и вызванной, привела к значительному возрастанию денежной массы у одной категории населения и к потерям всех остальных членов общества. Объём материальных благ условно считаем неизменным.
Как видим, в данном случае попытка из "денег сделать деньги" оказалась успешной.
Правда, понимая, что создать блага за счёт финансовых манипуляций невозможно, а возможно лишь добыть деньги фактически из карманов других лиц, то, заключая соответствующую финансовую сделку, каждый должен заключить сделку и со своей совестью. Хотя заключение последней сделки обычно не вызывает затруднений.
В приведенном нами примере определённая категория членов общества (покупатели ГКО) до выпуска этих ГКО обладала 10% всей суммы денег. имевшейся в обществе (цифра, разумеется, условная). По условиям продажи ГКО возврат их стоимости, тем, кто их купил у государства, предполагался грубо через четыре года в трёхкратном размере. Условия сказочные, предназначенные, в основном, для избранных, причём свободная продажа ГКО началась только через пару лет после их выпуска. Государство добросовестно рассчиталось со всеми покупателями ГКО, конечно, за счёт налогоплательщиков или печатного станка, для чего ему пришлось затратить в три раза больше тех средств, которые государство получило от продажи ГКО. Произошла инфляция, спровоцированная отчасти этими же ГКО, и всё вернулось примерно к тому же уровню материальных благ, который существовал в стране на момент выпуска ГКО. Но теперь уже после осуществления операций с ГКО доля лиц, участвовавших в этих операциях в общей денежной массе (не имеет значения её номинальная стоимость) составила примерно 25% (вместо прежних 10).
Люди привыкли считать (даже, не смотря на инфляцию, подсказывающую правильную точку зрения), что именно деньги являются как бы "главным" благом, за которым всегда стоит соответствующее количество натуральных благ. На самом деле всё обстоит как раз наоборот. Все блага давно уже приобрели какую-то сопоставительную с другими благами стоимость. Никакой "абсолютной" стоимости просто не может быть, так как потенциальная величина денежной массы, в отличие от товарной, безгранична. Но каждое новое благо, появившись на свет в процессе его производства, уже обладает определённой потенциальной стоимостью, которая просто уточняется в процессе реализации. Если не происходит какой-либо ценовой аферы, вроде той, какая имеет место с ценами на нефть, или не происходит значительных выпусков акций, обладающих всеми признаками денег, но полностью лишённых какого-либо товарного обеспечения, то деньги сохраняют примерно ту же стоимость (в товарах), какую они имели и раньше. Но настоящей "стоимостью" являются не деньги, а товары, а деньги просто должны им "соответствовать".
Создание денег, если не соблюдать рыночные условия при осуществлении подобных сделок, практически возможно и может быть очень "выгодно", так как при отсутствии существенных материальных затрат степень доходности может приближаться к единице и даже превысить её. Но никакого создания новой стоимости (т.е. дохода) ни в форме благ, ни в виде денег не происходит, и общество не становится богаче.
Механизм "создания" денег в разных формах представляет собой в сочетании с инфляцией узаконенный обществом механизм неэкономического перераспределения доходов, которыми располагают члены общества, от лиц, менее обеспеченных к лицам, более обеспеченным.
Может возникнуть вопрос, чем определяется такая направленность от менее обеспеченных к более обеспеченным? Ведь в связи с инфляцией теряют все, пропорционально той денежной массе, какую имеют. В том-то и дело, что теряют − все, а приобретают (на афере с ГКО) только избранные. И приобрели они столько, что даже с учётом инфляции сальдо оказалось всё равно положительным.
Учитывая явную асоциальную направленность этого вида финансовой и инвестиционной деятельности, такая деятельность должна быть обществом запрещёна.
А, учитывая, что деньги не должны появляться без предварительного создания натуральных благ, любое необоснованное обогащение должно быть экономически объяснено, и презумпция невиновности в данном случае не применима. То, что человек живёт не по средствам, является вполне достаточным основанием для привлечения его к ответственности.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 557;