Человечества к середине второго тысячелетия нашей эры
За несколько тысячелетий, в течение которых формировалось понятие "собственность", оно приобрело следующий вид:
− субъект собственности только человек. Человеческий капитал и человеческие способности ценились очень высоко. Причём, именно человеческие качества "особого рода" служили основанием для наделения феодала сословными привилегиями.Разделение труда ещё не привело к массовому появлению более развитой формысложного капитала, состоящего из нескольких человек, что в последующем послужило толчком к необоснованному признанию юридического лица субъектом собственности;
− объекты собственности − отчуждаемые (товары), и неотчуждаемые (способности и качества человека). Сам человек иногда становился предметом торговли. Это было рабство, которое возникло потому, что в то время, кроме прямого насилия, не было других способов, чтобы использовать величайшее благо − способности, которыми обладал каждый человек. Сегодня такие "способы" нашлись (превращение участников трудовой деятельности в "наёмных работников", продающих несуществующий в природе товар "рабочая сила", "самовозрастание" стоимости акций, деньги, делающие деньги и др.), Но для осуществления этих способов потребовалось многое "не увидеть" (сложный капитал), многое придумать (перенос стоимости и абстрактную трудовую субстанцию собственности), а многое пересмотреть, в частности, некоторые более или менее правильные принципы собственности, перечисляемые в данном разделе, которые были выработаны человечеством к моменту его перехода к товарному производству.
− право владения – пассивное, которое само по себе не может привести к появлению новых объектов собственности, что вынуждало арендодателей, не желавших обрабатывать землю своими силами, отдавать её в аренду, а ростовщиков − отдавать деньги "в рост".
− новые объекты собственности могут возникнуть, только если человек будет использовать свои способности. Собственность на землю, на имущество или на деньги, которые он при этом использует, никак не отражается на принадлежности результатов труда; так как в момент своего создания благо или товар могут принадлежать только тому, кто их создал. Потом он может эти объекты продать, подарить и т.п., но это уже не сфера действия естественных законов природы, связанных с использованием сложного капитала, а сфера применения позитивных законов, устанавливаемых человеком.
− собственник имущества, т.е. отчуждаемых объектов собственности в денежной или натуральной форме, может создать новые блага, только в том случае, если сам будет это имущество использовать;
− оказывая услуги другим лицам, в частности путём передачи своего имущественного капитала, собственник капитала не приобретает какого-либо права на результаты труда, зато приобретает право на получение оплаты оказанной услуги, не зависимо от того, как эту услугу использовали получатели и получили ли они доход или прибыль.
Никаких форм имущественных отношений, способных превратить собственника денег или имущества, не участвующего в процессе производства, в собственника новых благ, создаваемых в этом процессе, в природе не существует. Лицо, не участвующее в трудовой деятельности, а только оказывающее услугу её участникам, не может стать (или не стать) собственником произведенной продукции не в силу каких-либо "законов", а просто потому, что без участия в трудовой деятельности какого-либо физического лица продукция просто не появится. Да и при участии она может появиться только в том случае, если такое участие будет целесообразным, т.е. достаточно профессиональным.
Четыре последних позиции в осознанном человеком понятии "собственность" следуют из того, что само по себе право "владения" не может ничего создать в силу законов природы. В соответствии с этими законами новое благо может появиться, только благодаря определённым действиям человека (право "владеть" − не действие). Следовательно, и принадлежать оно может только человеку, осуществляющему определённые действия, в частности, использование сложного капитала.
Именно поэтому собственником новых благ становился не арендодатель или ростовщик, а арендатор и заёмщик денег, использовавшие при этом, кроме имущества или денег, ещё и свой человеческий капитал. Арендодатель или ростовщик рассматривались только как лица, оказывающие услуги, и не имели права претендовать на принадлежность дохода, появившегося, благодаря использованию арендуемого имущества или денег.
Кстати, всё сказанное реализуется само собой, если человек трудится в одиночку. Капитал, если его не использовать в той или иной форме, никогда не может принести каких-либо результатов его владельцу. Поэтому человек не может по своему усмотрению определять, кому должны принадлежать новые блага, созданные в процессе производства. Ещё 300-400 лет тому назад человек полностью осознавал это естественное явление, а сегодня, "перестал" осознавать?. Думаем, что это произошло не потому, что человек "стал глупее", а потому, что повышение производительности труда открыло новые возможности жить за чужой счёт. Кроме того, появление множества лиц, делающих одно общее дело, хотя и не может изменить экономических принципов, которые существуют при любом числе участников, но иначе распределить доход, полученный общими усилиями, всегда возможно, так как никаким экономическим принципам это не противоречит. Ведь распределяется то, что существует реально, а сам факт несправедливого распределения, нарушает социальные законы, а не экономические. А социальные законы создаются человеком на основе "позитивного права".
Перечисленные выше экономические принципы − это не правила социальной справедливости (хотя они ей и соответствуют), а слепок с объективных законов природы, которые, как мы уже отмечали, неизбежно проявляются при одном участнике, и, возможно неосознанно, отложились за несколько тысячелетий в человеческом сознании, как некие принципы социальной справедливости. Так как документальное подтверждение существования сформулированных выше положений найти непросто, сошлёмся на экономические свидетельства, которые в достаточной мере предоставляет нам экономическая практика тысячелетий, о которой мы узнаём из повествований о том, как в ту далёкую эпоху люди добывали "хлеб свой насущный", и "как всё было" до перехода к товарному производству .
Никогда не возникало сомнений, что новые объекты собственности можно добыть только человеческим трудом. "Деньги делают деньги" – это тезис эпохи товарного производства. Ростовщики никогда не надеялись на способность денег, находящихся в их руках, вырасти просто так, и специально отдавали их "в рост" тем, кто умел их использовать для производства материальных благ. Собственником созданных благ всегда считался свободный труженик, арендатор и заёмщик денег, а не арендодатель или ростовщик. В России ещё сравнительно не так давно, при крепостном праве, бесправный крестьянин считался владельцем своего урожая, из которого платил барщину своему господину, т.е. фактически содержал его. В эпоху феодализма человеческий капитал считался самым ценным достоянием человека. Приведенные примеры полностью подтверждают те принципы собственности, которые господствовали в обществе примерно до XVIII – XX вв.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 498;