Развитие права.
В послевоенный период в сфере правового регулирования экономики договор вновь становится одним из важнейших стимулов, делаются попытки сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление «О заключении хозяйственных договоров», в котором закреплялась двойная система договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями; локальные — между предприятиями. Договоры должны были содержать ряд обязательных положений: количество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки исполнения и формы ответственности сторон.
В постановлении Совета Министров СССР от 21 апреля 1949 г. «О заключении хозяйственных договоров» подчеркивалось, что договор, заключенный на основе плана, признается единственно правильной формой отношений между хозорганами. Вновь предусматривалась система генеральных и локальных договоров. Органы арбитража, отказывали в приеме исков при отсутствии договора.
В рамках гражданского права пытались решать проблемы обеспечения граждан жильем. Наряду с государственным жилищным строительством в тех условиях важно было привлечь и средства населения.
26 августа 1948 г. Президиум Верховного Совета СССР издает Указ «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов», а Совет Министров СССР принимает соответствующие постановления. На основе этих нормативных актов граждане имели право построить или купить (как в городе, так и вне его) жилой дом в один или два этажа с числом комнат от одной до пяти включительно, общей площадью, не превышающей 60 м.
С окончанием войны были ликвидированы нормы права, порожденные чрезвычайными обстоятельствами военного времени.
В сфере трудового права в июле 1945 г. на основе закона о демобилизации местным органам власти и руководителям предприятий вменялось в обязанность срочное (в течение месяца) предоставление работы демобилизованным военнослужащим.
Потребность в большом количестве рабочей силы потребовала восстановления организованного набора рабочих на основе договоров с колхозами. Воссоздавались специальные органы по вербовке рабочей силы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 г. восстанавливались с 1 июля 1945 г. очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отменялись ежедневные обязательные сверхурочные работы и восстанавливался 8-часовой рабочий день, прекращались трудовые мобилизации граждан на работу в различные отрасли народного хозяйства.
Постановление Секретариата ВЦСПС от 21 июля 1947 г. обязывало администрацию не допускать сверхурочные работы для беременных женщин, кормящих матерей, подростков, больных открытой формой туберкулеза легких. В соответствии с Инструкцией Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС от 21 июня 1949 г. устанавливался обязательный медицинский осмотр всех работавших на предприятиях с вредными условиями труда. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1949г. для женщин, имевших детей до одного года, сохранялся непрерывный стаж во всех случаях перехода на другую работу.
Государственное пособие выдавалось при рождении третьего ребенка, а не седьмого как раньше. Устанавливалось государственное пособие одиноким матерям, не состоящим в браке. Учреждались медали «Медаль материнства» и орден «Материнская слава», устанавливалось почетное звание «Мать-героиня». Медалью награждались матери, родившие и воспитавшие пять и шесть детей, а семь и более – орденом, десять – почетным званием «Мать-героиня».
Почетное звание мать-героиня впервые было присвоено в ноябре 1944 года. Орден №1 был вручен жительнице подмосковного поселка Мамонтовка Анне Савельевне Алексахиной, воспитавшей 12 детей. Во время войны восемь ее сыновей ушли на фронт, четверо из них погибли.
19 сентября 1946 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», в котором вскрывались серьезные недостатки: разбазаривание общественных земель колхозов, неправильное назначение трудодней лицам, которые не занимались производительным трудом в артелях, отмечались факты нарушения демократических принципов управления колхозными делами. На основе этого постановления была проведена большая работа по дальнейшему организационно-хозяйственному укреплению колхозов, по всемерному упрочению социалистической собственности.
В целях поднятия урожайности, усиления ответственности МТС и колхозов за доброкачественное выполнение всех сельскохозяйственных работ Совет Министров СССР утвердил 27 января 1948 г. типовой договор МТС с колхозами. Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1948 г. «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах» рекомендовало примерные нормы выработки и единые расценки в трудоднях, предусматривало планирование затрат трудодней, порядок оплаты труда колхозников и руководящего состава колхозов.
В этот период был сделан шаг и к более высокой интеграции сельскохозяйственного производства, начали создаваться разного рода межколхозные организации. В связи с этим Совет Министров СССР 3 февраля 1951 г. утвердил Положение о порядке строительства и эксплуатации межколхозных электроустановок.
В мае 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, расширявший права руководителей ведомств в области распоряжения материальными ресурсами и денежными средствами, резко ограниченные с февраля 1941 г. (когда были запрещены продажа, обмен, отпуск на сторону оборудования и материалов, а также передача одним ведомством другому зданий и сооружений). Эти изменения в правовом режиме государственного имущества совпали с передачей в 1958 г. сельскохозяйственной техники от государственных МТС колхозам.
В апреле 1956 г. издается Указ Президиума Верховного Совета СССР, отменявший уголовную ответственность за прогулы и самовольный уход с предприятия, она заменялась дисциплинарной ответственностью. В январе 1957 г. принимается новое Положение о порядке разрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и проч.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.
В 1954 г. при правительстве создается Комитет по вопросам труда и заработной платы, осуществивший в 1955—1960 гг. ряд мер по упорядочению заработной платы. С 1956 г. сокращается продолжительность рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни, а также для работающих подростков в течение всей недели, увеличивается продолжительность отпусков по беременности и родам.
В июле 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Положение о правах фабричного, заводского местного комитета профсоюза. На фабзавкомы возлагался: контроль за выполнением администрацией предприятия законодательства о труде и правил по технике безопасности, за работой предприятий торговли и общественного питания, за правильной оплатой труда и т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации могло осуществляться только с согласия фабзавкома.
В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, установивший единые критерии для назначения пенсий: возраст (для мужчин 60 лет, для женщин 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет, для женщин 20), среднемесячный размер зарплаты. При назначении пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или при профессиональном заболевании возраст и стаж работы не учитывались. Закон установил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачиваемых работников пенсионные ставки повышались.
В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало сентябрьское 1946 г. постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», направленное на закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование. Для контроля за выполнением Устава сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов.
В марте 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управления делами артели», в котором колхозникам на их общих собраниях предоставлялось право дополнять и применять некоторые положения Устава сельхозартели 1935 г. Сами колхозы могли определять размеры приусадебных участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее.
В сфере уголовного права послевоенные изменения выразились в изменении круга субъектов, изменении видов наказания, в отмене чрезвычайных положений закона. В июле 1945 г. был принят Указ Верховного Совета СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией», освободивший от наказания или смягчивший наказание лицам, осужденным за менее тяжкие преступления (осужденные на срок до трех лет освобождались полностью). С большого числа осужденных (на срок до одного года) снималась судимость; со всех лиц, к которым в военное время были применены административные взыскания и штрафы, снималась административная ответственность. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь (с 1950 г. она была восстановлена в исключительных случаях).
Усиливалась ответственность за хищение государственного и общественного имущества: в июне 1947 г. за эти виды деятельности были увеличены сроки наказания (до десяти - двадцати пяти лет), к лишению свободы приговаривались также лица, виновные в недоносительстве по этим преступлениям. В кодексах были отменены статьи, предусматривавшие дифференцированные виды хищений общественной собственности и соответствующими им виды наказаний, произошла унификация состава данного преступления, что повело к возникновению трудностей в судебной практике и большему произволу в судебных решениях.
По окончании войны с Германией была проведена довольно широкая амнистия, а в 1947 г. отменена смертная казнь. Однако уже в 1950 г. она была восстановлена по важнейшим государственным преступлениям (измена Родине, шпионаж, диверсии).
Государство пытается усилить борьбу с имущественными преступлениями, причем теперь обращается внимание на охрану не только общественной, но и личной собственности. 4 июня 1947 г. были приняты два Указа Президиума Верховного Совета СССР о хищении государственного, общественного и личного имущества. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1948 г. «Об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона» значительно повысил уголовную ответственность за эти преступления.
Указы Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1948 г. «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование» и от 14 февраля 1953 г. «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил безопасности ведения работ в угольных и сланцевых шахтах» были направлены на защиту прав личности.
Советский Союз в ответ на призыв Конференции сторонников мира в Стокгольме изданием специального акта — Закона «О защите мира» (1951 г.), по которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества, а виновные должны были предаваться суду и судиться как тяжкие уголовные преступники.
С января 1955 г. снижаются уголовные наказания за мелкие хищения (за некоторые из них устанавливаются исправительно-трудовые работы), которые выводятся из-под действия июньского Указа 1947 г. В области уголовного процесса особых изменений не произошло, были отменены некоторые чрезвычайные процедуры, действовавшие в условиях военного времени.
В декабре 1958 г. принимаются новые (с 1924 г.) Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, а также законы об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления. В качестве главной задачи Основы провозглашали «охрану советского и государственного строя, социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан». Преступным признавалось общественно опасное деяние, прямо предусмотренное законом.
Отменялся ранее действовавший принцип аналогии. Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание за него, не имел обратной силы, т.е. не распространялся на деяния, совершенные до момента его введения. Основы подчеркивали принцип индивидуализации наказания и связь уголовной ответственности со степенью вины; отменялся принцип объективного вменения, согласно которому наказание применялось без учета факта виновности (к лицам, признанным «социально опасными», к родственникам обвиняемого и т.п.).
Наказание, согласно Основам, могло применяться только по приговору суда, учитывающего все объективные и субъективные обстоятельства дела. Был повышен возрастной предел для установления уголовной ответственности (с четырнадцати до шестнадцати лет), прежний продолжал действовать в случаях наиболее тяжких преступлений (разбой, изнасилование и др.).
Исключались некоторые виды наказаний: объявление «врагом народа», удаление из СССР, поражение в политических правах по суду. Сокращен максимальный срок лишения свободы (с двадцати пяти лет до пятнадцати лет). Закон допускал полное освобождение лица от уголовной ответственности в случаях, когда совершенное им деяние или само данное лицо потеряли «общественно опасный характер». Устанавливался порядок уголовно-досрочного освобождения осужденных (после отбытия ими половины или двух третей срока, в зависимости от тяжести преступления), проявивших «хорошее поведение и честное отношение к труду».
В октябре 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял новый Уголовный кодекс РСФСР, разработанный с учетом Основ уголовного законодательства.
В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР, закрепившие такие принципы: осуществление правосудия только судом, на началах равенства граждан перед законом и судом, коллегиальность рассмотрения дел в суде, независимость судей и их подчинение только закону, гласность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому права на защиту и др.
Следствие по уголовным делам осуществляли следователи прокуратуры, по особо опасным государственным преступлениям — следователи органов госбезопасности. Следователи прокуратуры получали право давать обязательные указания органам дознания. Защита получала право принимать участие в процессе с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия, по делам несовершеннолетних с момента предъявления обвинения.
Кодификационная работа велась достаточно активно. В декабре 1958 г. были приняты Основы законодательства в области судоустройства, уголовного процесса и уголовного права. В декабре 1961 г. принимаются Основы гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства.
Были подготовлены проекты Основ законодательства о семье и Основ законодательства о труде.
В 1960 г. РСФСР приняла новые уголовный и уголовно-процессуальный кодексы и закон о судоустройстве, в 1964 г. новые гражданский и гражданско-процессуальный кодексы. На базе принятых Основ законодательства кодификационную работу провели другие союзные республики, этот процесс завершился в марте 1965 г. (когда Грузия и Молдавия приняли свои гражданские кодексы). Кодексы детализировали положения основ применительно к конкретным условиям республик.
Подзаконными актами, принимаемыми высшими органами Союза ССР и союзных республик, были Указы Президиумов Верховных Советов, постановления и решения Советов министров.
Расширение конституционных прав союзных и автономных республик в послевоенный период связывалось с экономическими преобразованиями, происходящими в них. В 1954—1956 гг. из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано большое число промышленных предприятий. Были расширены права министерств союзных республик по управлению промышленностью: в мае 1955 г. был изменен порядок планирования и финансирования хозяйств союзных республик. Их советы министров стали сами утверждать планы производства и распределения, титульные списки капитального строительства, темпы увеличения численности работающих, роста производительности труда и фонда зарплаты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 834;