Тема 9. Человек как предмет естественно-научного познания

9.1. Концепции происхождения человека 69

9.2. Биологическое и социальное в антропосоциогенезе 70

9.3. Ступени антропосоциогенеза. Концепция «трех скачков» 74

9.4. Глобальные проблемы современности 76

 

Вопросы зачета и экзамена по КСЕ 78

 

Рекомендуемая литература 79


ТЕМА 1. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ МИРА

 

1.1. Роль гуманитарного и естественно-научного образования

в формировании современного специалиста

В наше время образование превратилось в одну их важнейших отраслей человеческой деятельности. И это не случайно, поскольку здесь закладываются основы стратегии развития каждой страны. Сегодня свыше 80% населения планеты грамотные люди. В развитых странах среднее образование обязательно, высшее образование перестало быть элитарным и охватывает около 40% выпускников средних учебных заведений. Мир осознал, что решение социально-экономических проблем не может быть достигнуто без высокого уровня развития образования.

Цель образования – воспроизводство и развитие культуры во всем многообразии её общечеловеческого и национального богатства. Не может быть образования, не уходящего корнями в национальную культуру. Но не может быть образованным народ, не стремящийся овладеть общечеловеческими ценностями.

Значимость образования определяется не только тем, что на его основе можно успешно решать различные проблемы, стоящие перед человеком и обществом. Оно важно как неотъемлемая составляющая духовной жизни каждого человека. Это мир духовных ценностей личности.

Динамизм нашего времени, быстрая смена технологий, постоянная потребность в новых знаниях породили проблему – образования взрослых. Во всем мире быстрыми темпами наращиваются услуги по повышению квалификации и образованию взрослых. Остро встал вопрос: чему и как учить людей? Каждое государство решает свои проблемы с учетом экономических возможностей и сложившихся традиций в культуре. Реформа высшего образования в нашей стране имеет своей целью сделать его более разносторонним и фундаментальным. Сегодня нам нужны специалисты широкой культуры, универсально образованные, обладающие высокими моральными качествами.

Под культурой принято понимать все то, что создано человеком и обществом в ходе его истории, в отличие от природных процессов и явлений. Сегодня широко распространено представление о двух культурах – естественно-научной и социогуманитарной. Английский писатель и ученый Чарльз Сноу впервые четко сформулировал альтернативу этих двух культур. Он писал обогромной пропасти,которая наблюдается между ними и с каждым годом все возрастает. Такая поляризация культуры наносит ущерб всему – науке, искусству, обществу, человеку и, по мнению Сноу, грозит гибелью всей человеческой культуре. В 60-70 годы в массовом сознании молодежи эти различия между естественно-научным и гуманитарным знанием вылились в дискуссию между «физиками» и «лириками». Дискуссия показала необходимость более целостного развития культуры, взаимодействия науки и искусства.

Обсуждая проблемы современного образования, специалисты выделяют следующие основные направления его реформ: демократизация, компьютеризация, гуманитаризация, гуманизация и фундаментализация.

Гуманитаризация образованиясвязана с тем, что возрастает доля знаний о человеке и обществе в подготовке любого специалиста. Эти знания способствуют выработке ценностных установок, которые являются основой духовного мира личности.

Гуманизация образования означает, что специалист должен быть не только хорошо образован, но и нравственно воспитан. Он должен утверждать в обществе подлинно человеческие отношения к другим людям, к плодам их труда, к природе. Современное общество испытывает настоятельную потребность в гуманных людях, ибо их гуманистическая ориентация во все большей мере становится необходимым условием выживания всего человечества. Экологический кризис, поставивший человечество на грань катастрофы, вызван не научно-техническим прогрессом, как безответственно утверждают некоторые авторы, а напротив – недостаточным распространением в обществе научных и культурных знаний, невысокой нравственной культурой людей, принимающих ответственные решения.

Каждому человеку, а особенно специалисту высшей квалификации необходимо целостное мировоззрение, опирающееся на современную науку. Сегодня остро встает вопрос о систематизации знания, выявлении в нем главного, имеющего фундаментальное значение, и второстепенного, связанного с решением частных задач.

Современные требования к специалисту предполагают его готовность к повышению своей квалификации, стремление быть в курсе последних достижений в своей области, умение творчески адаптировать их к своей работе. Поэтому одной из важнейших задач современного образования является развитие творческих способностей студентов.Повышение фундаментализации образования как раз и обеспечивает преемственность всех его форм, возможность самообразования человека и приобретения им знаний из различных источников. Фундаментализация образования является необходимым условием развития творческого мышления, что является весьма важным в условиях быстрого роста информации.

В ХХ веке мировая научная информация удваивалась за каждые 10-15 лет. Резко возрастало и количество ученых. Если в начале ХХ века в мире насчитывалось 100000 ученых, то к его концу их стало 5 миллионов. Около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками, и свыше 90% всех научно-технических достижений приходится на ХХ век. Наука сегодня охватывает около 15 тысяч дисциплин.

Быстрый рост информации приводит к быстрому её устареванию. Во многих областях современной техники половина всех знаний, полученных студентами в вузе, через 10 лет полностью обесценивается, устаревает. Кроме того, появляются новые области знания, о которых специалист просто ничего не знает. В этой ситуации особое значение приобретает развитие у студентов творческого мышления, увеличение доли фундаментальных знаний. Фундаментальные знания – это прежде всего хороший теоретический багаж, широкий научный кругозор. Система образования должна дать целостное видение мира, представление о наиболее важных проблемах, которые возникают перед человечеством. Важную роль в процессе фундаментализации образования призван сыграть курс «концепции современного естествознания».

1.2. Предмет, цель и значение курса «КСЕ»

Предметом учебного курса «КСЕ» является комплекс знаний о природе, который изучает естествознание. Главная цель курсапомочь студентам экономических и гуманитарных вузов овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры.

Достижения естественных наук является неотъемлемой частью человеческой культуры. Влияние науки на все стороны нашей жизни – производство, технику, быт, военное дело, экономику, политику, мировоззрение – неоспоримо и стремительно растет.

Именно достижения науки и техники определяют лицо современной цивилизации.

Усвоение основных идей, принципов и методов исследования, применяемых в современном естествознании, дает возможность формировать у специалистов в области общественных и гуманитарных наук естественно-научный способ мышления, целостное научное мировоззрение, что поможет лучше овладевать собственной профессией. Кроме того, многие методы исследования современного естествознания приобретают значение общенаучных и широко используются в общественных и гуманитарных науках.

Изучение курса «КСЕ» способствует выработке ориентиров, установок и ценностей рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку. Это очень важно и актуально сегодня, когда в нашем обществе все большее распространение получают различного рода ненаучные виды знания. В массовом сознании людей все чаще ставятся под сомнение достижения и возможности научного познания мира, происходит повышение интереса к мистицизму, религии, астрологии, к так называемой «паранауке». Это телепатия, телекинез, предсказание будущего, диагностика и исцеление больных по фотографии, контакты с внеземными цивилизациями и т.д. и т.п. Многие люди искренне убеждены, что науку можно совместить с религией, что статус научного мировоззрения в современном обществе не выше, чем любого мифа. Поражает та легкость, с которой отбрасывается не только многовековой опыт науки, но и элементарные требования логики и здравого смысла.

Почему же сегодня мы стали свидетелями такого интереса ко всему мистическому, аномальному. Исторический опыт свидетельствует, что это всегда происходит во времена духовного кризиса общества, времена смены ценностей, крушения устоявшихся представлений и мировоззрений. Например, европейская история Нового времени показывает, что в ХVII веке, наряду с расцветом науки, представленной такими именами как Коперник, Кеплер, Галилей, Декарт и Бэкон, инквизицией было заживо сожжено или утоплено не менее 50 тысяч «ведьм». И сегодня в США насчитывается 15 тысяч астрологов и только 1,5 тысячи астрономов.

История показывает, что игнорирование научного мировоззрения может повлечь за собой опасные последствия, как для человека, так и для общества. Эта опасность увеличивается во много раз, когда возникает союз политической власти и паранауки. Примерами могут служить инквизиция, фашизм, религиозный фанатизм и современный терроризм, опирающиеся на различные религиозные учения.

Иррациональное восприятие мира все более укореняется в массовом сознании россиян, оно находит поддержку не только в религиозной, но также в «научной» и философской литературе. Даже авторы некоторых учебников по дисциплине «КСЕ», решительно выступающие против антинаучных тенденций в современном обществе, допускают возможность сосуществования науки и религии и критикуют материалистическое мировоззрение. Например, С. Х. Карпеньков пишет: «Мир человека–это неразрывная связь рационального и иррационального», а наличие иррациональной составляющей в сознании исключает возможность формирования мировоззрения научного. Попытки объяснить мир с позиции материализма, якобы закончились неудачей.

Американский «ученый» С. Гроф утверждает, что его исследования в области трансперсональной психологии опровергают «материалистическую науку» и философский материализм. Он пишет, что плод, в утробе матери способен обмениваться с нею мыслями, что молекула ДНК обладает сознанием, что вся Вселенная каким-то образом закодирована в сперматозоиде и яйцеклетке. Некоторые наши философы с серьезным видом обсуждают наличие космического разума, полей сознания, которые, якобы существуют вне человека и заявляют, что «информация о каждом предмете, об объектах живых и неживых имеется во всех точках Вселенной одновременно».

Как справедливо пишет Е.Ф. Солопов, «мистические увлечения современных ученых не случайны, они обусловлены социальными, психологическими и гносеологическими причинами, но это не оправдывает дискредитации ими науки, размывания грани между истиной и заблуждением, между наукой и истиной, наукой и религией». Следует подчеркнуть, что материализм и наука неразделимы. Материализм будет существовать до тех пор, пока существует научное познание, да и вообще человеческий разум. Естествознание подтверждает основные положения материализма и научной картины мира. Известный английский философ Карл Поппер писал, что ни один человек не может считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам. Одной из целей изучения истории естественных наук является «готовить людей, которые могли бы отличить шарлатана от специалиста».








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1326;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.