Жалобы местных жителей государевым посланцам на утеснения со стороны герцога Иоанна
Захватил он наши леса, где предки наши пользовались травой и желудями... Отнял он у нас домишки наши, которые предки наши устроили согласно старинному обычаю...
Войскового провианта мы никогда не поставляли, на господском дворе никогда не работали, на виноградниках герцогских никогда не работали, известковых печей не делали, домов никогда не строили, постоев никогда не имели, собак никогда не выкармливали, поборов никогда не имели, как ныне имеем: с каждого вола даем по модию ( Moдий — мера объема (чуть меньше 9 л).) (зерна), с овец никогда ничего не платили, как теперь платим: каждый год даем и овец, и ягнят... Когда (Иоанну) приходится отправляться к государю императору или посылать к нему своих людей, он берет наших лошадей, силой уводит с собой наших сыновей и заставляет их везти свой обоз... Домой они возвращаются безо всего, лошадей же наших он либо оставляет во Франкской стране, либо раздаривает их своим людям.
Говорит, бывало, народу: «Давайте, соберем подарок государю нашему императору... и пусть идет от народа посланец вместе со мной, и пусть поднесет он дары государю императору». Мы собираем с великой радостью. А когда дело доходит до отъезда, он говорит: «Не надобно вам ехать; я буду представителем за вас перед государем императором». И вот он с нашими дарами идет к государю императору, добывает почет себе и сыновьям своим, а мы пребываем в великой стесненности и обидах... От всего вышеупомянутого пришли мы все в разорение... Коли поддержит нас государь Карл, император, сможем мы подняться, если же нет, то лучше нам умереть, чем жить».
Тогда сказал герцог Иоанн: «Относительно лесов тех и пастьбы, на которые вы указываете, я полагал, что они императорские и поэтому должны быть общими. Ныне же, раз вы говорите под присягой, я их вам верну. Поборов овец впредь производить не буду, иначе как по старинному вашему обычаю. Так же и насчет подарка государю императору. Относительно же работ... и частой поставки подвод, если это вам кажется тяжким, то впредь этого не будет...»
Тут мы, государевы посланцы, озаботились, чтобы герцог Иоанн дал во всем этом поруку... А народ, со своей стороны, разрешил ему известковые печи, но с таким условием, чтобы больше он ничего подобного не требовал.
Из капитулярия(Капитулярий — название франкских королевских указов, разбивавшихся обычно на отдельные рачделы или главки — по латыни «капитули» (capituli).) Карла Великого «Об областях Саксонии» (между 775 и 790гг.)
...3. Кто ворвется в церковь силою, или возьмет оттуда что-либо силою или тайком, или сожжет саму церковь,— да будет казнен смертью...
5. Подобным образом подлежит смертной казни всякий, убивший епископа, пресвитера или дьякона...
7. Кто сожжет по языческому обряду тело умершего и обратит в пепел его кости,— да будет казнен смертью...
8. Кто из племени саксонского будет впредь уклоняться от крещения, не явится для совершения над ним этого таинства, желая оставаться в языческой вере,— будет казнен смертью...
11. Подлежит смертной казни всякий, кто нарушит верность государю королю...
12. Так же будет наказан и тот, кто убьет своего господина или госпожу.
Вопросы
1. Эйнгард — очень известный автор, современник и помощник Карла Великого. Если бы вы этого не знали, могли бы вы из текста сочинения Эйнгарда сделать какие-то выводы об отношениях автора и его героя?
2. Можете ли вы объяснить, почему все-таки Карл не смог научиться писать ?
3. Почему герцог Иоанн проявил такую податливость? Могли ли жаловавшиеся крестьяне быть уверены, что теперь-то уж, после вмешательства королевских посланцев, злоупотребления герцога пресечены раз и навсегда?
4. Похож ли Карл — автор капитулярия «Об областях Саксонии» — на Карла в описании Эйнгарда? Если есть какая-то разница, чем ее объяснить?
5. Расскажите о ситуации в Саксонии в то время, когда был написан капитулярий, основываясь только на его тексте.
§ 16. «Каролингское возрождение» и закат франкской империи
«Каролингское возрождение»
Карл Великий знаменит отнюдь не только своими завоеваниями. По сравнению с предшествующими веками в годы его правления заметно оживилась культура. У самого Карла для того времени было очень хорошее образование, хотя он так и не научился писать ни на одном из языков, на которых мог говорить. Карл очень ценил ученых людей, приглашал их отовсюду. Он хорошо понимал, что для управления обширным государством нужны грамотные люди. Поэтому при Карле Великом в крупных монастырях, центрах епископств создавались школы. Школа была и при дворе Карла. Там вели занятия некоторые из его близких друзей — членов так называемой Академии. Академией, на греческий манер, Карл назвал небольшой придворный кружок, в котором читали античных авторов и отцов церкви, сочиняли стихи, философствовали, изучали тонкости церковной службы, обменивались посланиями на латыни...
Знатный франкский воин. Настенная живопись
Одного из членов франкской Академии вы уже знаете — это монах Эйнгард, автор жизнеописания Карла Великого. Родом он был незнатен, но так старателен в учении, что заслужил прозвище «трудолюбивого муравья». О нем отзывались с симпатией как о «человечке малом ростом, но великом умом».
Самым знаменитым членом Академии, помимо самого Карла Великого, был англосакс Алкуин, родом из Нортумбрии. Карл встретил его однажды в Италии и, восхищенный его образованностью, пригласил к себе в Аахен. Алкуин не занимал никаких придворных постов, но Карл Великий постоянно советовался с ним и очень ценил его мнение. Алкуин — автор богословских сочинений, стихотворений, десятков писем. Но не менее важны его учебники по философии, математике, грамматике и другим предметам. Он и его ученики очень много сделали для распространения образования во Франкском королевстве. В конце жизни Алкуин оставил двор и все свои силы отдал школе в монастыре, где он был аббатом. Там, как и во многих других франкских монастырях, в те время переписывали множество книг древних авторов, притом не только христиан, но и знаменитых язычников. Искусство письма также очень оживилось при Карле Великом. Книги стали писать четким, ясным почерком, который легко было читать.
Дворцовая капелла в Аахене
Карл Великий ценил историю. При его дворе стали вестись погодные записи важнейших событий. Они стали называться анналами (от латинского слова annus — год). Анналы редактировались ближайшими помощниками императора, с тем чтобы описание событий отвечало интересам государя.
При Карле Великом много внимания уделялось именно античной — прежде всего римской — культуре. После столетий почти полного небрежения вновь вышли на свет, как бы возродились, сочинения древних авторов. Поэтому историки назвали время правления Карла и его преемников «каролингским возрождением».
Ворота монастыря Лорш (Германия)
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 717;