Человек - существо, способное к творческой деятельности.
Б.Франклин говорил, что человек есть животное, создающее орудия труда.
Творчество здесь понимается в широком смысле, как способность создавать нечто принципиально новое. Это свойство К.Маркс, например, называл родовой сущностью человека: "Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного - родового существа, то есть такого существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности или к самому себе как к родовому существу... Поэтому именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь"[12]. С творческим характером человеческой деятельности связан ее эстетический аспект: если животное производит под властью непосредственной физической потребности, то человек способный подняться над ней, производит все и по законам красоты. Неистребимое стремление к красоте свидетельствует о потребности и возможности человека одухотворить окружающий его мир.
4). Человек - существо свободное. Свобода здесь понимается не в политическом или экономическом смысле, но как способность творить, создавать, изменять по своей воле мир и себя. "Человек - это свобода! - утверждает Ж.П.Сартр,-...Человек осужден быть свободным. Осужден потому, что не сам себя создал, и все-таки свободен потому, что однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает"[13]. Если у животных все или многое задано изначально генетической программой (поэтому в животном мире каждое последующее поколение повторяет образ жизни предыдущего), то у человека генетикой задаются только способности, которые в большей или меньшей мере развиваются при жизни. Человеческий детеныш при рождении - самое беспомощное существо на свете. Эта беспомощность - плата за свободу дальнейшего развития. Джон Локк утверждал, что человек - это "чистая доска", на которой воспитатель или жизнь могут написать все, что захотят. Гердер по этому поводу говорил, что человек - это первый вольноотпущеник природы. С такой трактовкой свободы связана интересная проблема, обсуждаемая в антропологии: есть ли мера, предел развитию человеческих способностей или человек - безграничное, универсальное существо? Многие современные исследования подтверждают тот факт, что нам известна лишь очень малая часть наших способностей. Поразмышляйте над этой проблемой...
Человек рождается лишь "кандидатом" в человека. Все его сущностные качества приобретаются в жизни при общении с себе подобными. С этим связана еще одна грань природы человека.
5). Человек - существо социальное или как говорил Аристотель, человек - это "политическое" животное. Процесс вхождения человека из мира природы в мир культуры, присвоения им своей родовой сущности, усвоения правил и норм человеческого общежития называется социализацией. Из потребности общения вырастает способность к речи. С социализацией также связана потребность к моральной регуляции.
6). Человек - существо моральное. Если в животном стаде отношения регулируются биологическими законами (естественным путем, и этот путь также задан в наследственной программе), то в человеческом сообществе отдельных индивидуумов соединяет и позволяет жить вместе моральный закон. Моральная регуляция - великое "изобретение" человечества, поскольку исполнение морального закона основано не на инстинкте или страхе, а на добровольном исполнении морального долга под контролем внутреннего судьи - совести. "Я хочу не такого общества,- говорил Ф.М.Достоевский,- где я не мог бы делать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам"[14].
Из множества частных определений, высвечивающих разные грани сущности человека, необходимо вывести одно общее. И.Фролов, например, дает такое определение: "Человек - субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием"[15].
Сущность человека определяется его главным противоречием - дуализмом души и тела (природного и социального, материального и духовного). В истории философии и науки представлено множество трактовок этого противоречия (пересмотрите еще раз раздел 1 настоящего учебника и вспомните историю становления и развития этой проблемы). Взгляд автора на эту проблему прекрасно выражен в следующих поэтических строфах:[16]
"У человека тело
Одно, как одиночка
Душе осточертела
Сплошная оболочка
С ушами и глазами
Величиной в пятак
И кожей - шрам на шраме,
Надетой на костях
Душе грешно без тела,
Как телу без сорочки,-
Ни помысла, ни дела,
Ни замысла, ни строчки.
Загадка без разгадки.
Кто возвратится вспять,
Сплясав на той площадке,
Где некому плясать?"
Все много образные трактовки человека, пытаемся свести к пяти основным концептуальным схемам, кратко изложив их суть.
1). Космоцентризм. Человек рассматривается как неотъемлемая часть Космоса, повторяющая все его существенные черты. Космос же в этих концепциях одухотворен, ему присущ дуализм души и тела, отсюда просто объясняется наличие этих двух начал в человеке и их гармония. Платон, например, учил, что самое главное для человеческой души - подражать движению небесных тел. Они прекрасно вращаются целую вечность: всегда одинаково, симметрично, гармонично, без всякого нарушения. Такой должна быть и человеческая душа.
2). Теоцентризм утверждает человека как плод божественного создания. Человек - образ и подобие бога. Бессмертная душа человека от бога. Н. Бердяев писал о религиозной трактовке человека: "Христианство освободило человека от власти космической бесконечности, в которую он был погружен в древнем мире от власти духов и демонов природы. Оно поставило его на ноги, укрепило его, поставило в зависимости от Бога, а не от природы"[17]
3). Природоцентризм. Человек рассматривается как природное биологическое существо, ничем от остальной природы принципиально не отличающееся. Как человек, так и человеческое общество развиваются, в конечном счете, по биологическим законам. Сознание, душа - это один из видов материи, умирающая бесследно вместе с телом:
"А искра слабая - твой дух,
Свет мозга твоего? -
Истлеешь ты, и он потух,
И вот уже - нет его".
И. Франко.
4). Социоцентризм. Сущность человека социальна. Человек - результат общественных отношений, слепок формирующий его культурных условий и в то же время субъект создатель культуры. Сознание человека, его духовная сущность и в историческом, общечеловеческом процессе, и в индивидуальном развитии проявляются благодаря социальным факторам: производственной, практической деятельности - труд и общение (общественным отношениям): "Труд, - писал Ф. Энгельс, - ... первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека"[18].
5). Антропоцентризм. Человек главная ценность, цель мироздания. Все в мире появляется для того, чтобы был, жил в нем человек. Н. Бердяев писал: "Человек и космос меряются своими силами как равные. Познание есть борьба равных по силе, а не борьба карлика и великана. ... Человек потому лишь силен познавать мир, что он не только в мире как одна из частей мира, о и вне мира и над миром превышая все вещи мира как бытие, равнокачественное миру"[19].
Прочитав и выполнив предложенные Вам индивидуальные творческие задания, Вы предметнее, лучше поймете суть изложенных здесь трактовок сущности и природы человека.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1287;