Ф.М.Достоевский
Человек - главная проблема философии. Извечные философские вопросы: Кто я и кто мы? Откуда мы взялись? К чему и куда идем в бесконечном развитии? Смертна или бессмертна душа? "Тварь я дрожащая или право имею?" Из множества вопросов выберем три главных: Что? Откуда? Зачем?
- Что есть человек? - Откуда он взялся? - Зачем он живет? - и рассмотрим основные философские подходы к их решению.
1. Кто есть человек? Различные трактовки сущности и природы человека
Из античной философии известна притча - шутка о Платоне и Диогене, которые поспорили о том, что такое человек? "Человек, - сказал Платон, - это двуногое без перьев". Тогда Диоген ощипал петуха и представил его на суд аудитории как доказательство неверности платоновского определения. Недаром китайская пословица гласит, что спор выигрывает тот, кто точнее называет вещи своими именами. Пришлось Платону делать уточнение: "Человек - двуногое без перьев и имеющее широкие ноги".
Можно ли вообще дать однозначное определение человеку? Какова его сущность и природа? Есть ли в бесконечно меняющемся человеке какая-то неизменная природа? На этот вопрос существует два противоположных ответа. Одни философы и ученые утверждают, что нет неизменной природы человека, поскольку человек - чрезвычайно активное, динамичное, индивидуальное существо (антропологический релятивизм). Другие же утверждают, что в бесконечном разнообразии (историческом и актуальном) человеческих существ можно выделить нечто устойчивое, инвариантное. Под природой человека понимаются стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как вида (Homo Sapiens - человек разумный). Какие же это черты и свойства? Отвечая на этот вопрос, дадим ряд взаимосвязанных определений человека, каждое из которых высвечивает одно из существенных его свойств.
1). Человек - это животное. Бросая первый взгляд на человека, мы видим, что это живое существо, с плотью и кровью. Человек как биологическое существо разделяет судьбу своих "меньших братьев": рождается, болеет, испытывает потребности в пище, продолжает жизнь в потомстве, умирает... Природа мстит человеку, когда он начинает забывать о том, что он биологическое существо. Такие явления, как ухудшение генотипа, нарушения иммунной системы в организме, эпидемия бесплодия остро ставят вопрос: не движется ли человечество к вымиранию естественным путем? Человек как живое существо может жить только в окружении определенного количества биомассы, включен в биологические ритмы, которым должен подчиняться в процессе своей жизнедеятельности. Биологически новое в человеке: прямая походка, позволяющая обозревать окружающую обстановку, цепкие руки с подвижными пальцами, взгляд, направленный вперед, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве, сложная нервная система и большой мозг, специфический механизм голосовых вязок, строения гортани и губ, способствующие развитию речи. Однако, биологические черты и свойства не исчерпывают природу человека; есть нечто такое, что возвышает человека над его тварной природой. Это - сознание, разум.
2). Человек - разумное животное (Homo Sapiens - человек разумный). Сознание как способность человека отражать мир в идеальных образах позволяет ему вырваться из "плена" физических потребностей и определяет все другие существенные признаки человеческой природы те, что отличают его от животных.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1022;