Противоречие абсолютного и относительного в истине
(варианты решения проблемы)
Догматизм | Диалектическая концепция | Релятивизм |
абсолютизация устойчивости истины, истина трактуется как догма – положение, не требующее изменения или развития; раз и навсегда данное. Существует только абсолютная истина; все, что относительно – заблуждение. | познания как противоречивого единства относительного и абсолютного; в истинном знании отражается как устойчивость мира (абсолютный момент в истине), так и его изменчивость (относительность истины) одновременно. | абсолютизация относительности знания. Нет ничего раз и навсегда данного; истинное знание всегда изменчиво; у каждого субъекта своя истина. |
Как различить истинное знание и заблуждение? Традиционная гносеологическая проблема - проблема критерия истины (т.е. способа проверки). Человечеству известно два основных способа проверки истинности: логический и практический.
Логическое доказательство истинности знания основано на двух основных направлениях (правилах): необходимо, чтобы истинными и непротиворечивыми были посылки, исходные тезисы, аксиомы и соблюдались логические правила вывода из исходных посылок - следствий. Логический критерий имеет существенные ограничения. Он не позволяет выйти за пределы познания и работает в рамках старого, проверенного, устоявшегося знания. Когда же происходит прорыв в новое, неизведанное, логический способ может быть недействительным, т.к. иногда новая теория требует новой логики доказательства.
Практика как критерий истины может считаться абсолютным в том смысле, что если мы использовали полученное знание об объекте в практической деятельности и достигли желаемых результатов, то с уверенностью можно сказать, что это знание - истинно. Однако практика одновременно и относительный критерий, т.к. она исторически ограничена.
Например, утверждение, что земля круглая известно давно, но возможность проверить его практически появилась у человека недавно. Современный уровень развития общественной практики, например, не дает возможности проверить многие положения теории относительности и других новых теорий.
Таким образом, процесс познания - чрезвычайно сложен, противоречив и бесконечен. Человек всегда будет стремиться глубже и шире познать мир и себя, но никогда это стремление не достигнет завершения. Это вселяет оптимизм, т.к. любое поколение сможет сказать: "Мы внесли свою лепту в познание мира, мы узнали о нем больше, чем наши предки". Только глупец может сказать: "Я знаю все". Чем больше мы знаем, тем больше граница непознанного - это еще один из парадоксов процесса познания, составляющий источник его развития.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1026;