Миф и свобода

 

Итак, рассмотрев основную структуру мифа, его составляющие части и движущие силы, принципы существования, необходимо учесть немаловажный фактор свободы в мифологическом пространстве. Главной составляющей частью мифа можно считать символ, движущей силой - магию или волшебство, как движение и пребывание смысла в мифе. Структура символов, объединенных по принципу подобий, составляет замкнутое пространство. Связь между символами существует по принципу «родства» качеств и каких-либо характеристик объектов мифа. Эта связь может именоваться магической (мистической, сакральной и пр.), так как символы своим существованием обнажают главный смысл мифа.

Структура мифа, как мы выяснили, структура довольно жесткая, человек, находящийся в этой структуре, обладает некоторым фактором свободы, вернее, фактором выбора. Например, герой может оказаться на перепутье, где ему будет предложен выбор дорог. На самом деле, это выбор мнимый, так как среди предложенных путей у разных народов в разных образах фигурируют образы богатства, довольства и различные образы внешнего благополучия и достатка, и только один путь предоставляет герою достижение цели. Поэтому настоящий герой выбирает «правильный» путь, дающий выполнение главной миссии мифа, а все другие соискатели гибнут.

В ряде мифов встречается еще несколько разнообразных выборов, но все они того же порядка - встает выбор между достижением цели для всеобщего блага и собственным материальным благополучием. Это ли единственное право человека или же есть что-то еще? Для этого необходимо рассмотреть несколько категорий судьбы в различных мифологиях.

Понятие рока в древнегреческой мифологии - это понятие судьбы, которая безжалостна и неотвратима. Ее перст не зависит от того, как ведет себя герой, все равно его настигает данное. В скандинавской и во всех восточных мифологиях человек, который был физически нездоров, обрекался на смерть, так как по убеждению общества, не мог олицетворять или воплощать расцвет обожествляемых сил природы, ее плодородие. Из этих фактов следует, что как таковую личность, самоценное творческое начало человека не воспринимали как реально существующее явление.

Это происходило потому, что человеческую индивидуальность вообще не рассматривали с позиции ее отдельной самоценности, так как человек, общество в целом считались продолжением жизни природы, космоса. Весь космос состоит из начал или стихий (либо мужское и женское начало, либо четыре стихии), следовательно, все живое, обладающее теми же качествами, что и космос в разной мере, также состоят из этих начал или стихий. Все в разной мере обладает некоторым сознанием, но это сознание отнюдь не принадлежит только человеку, оно принадлежит и солнцу, и луне, и лесу, и зверю, и птице, - всему, что видел человек вокруг себя.

Смерть человека была важна только с точки зрения стяжания каких-либо глобальных, жизненно важных космических сил. Имеется в виду культ предков: когда человек умирал, его с почестями погребали и причисляли к умершим, он становился безликим «предком» - это давало обществу все достоинства умершего, его защиту и покровительство. Культ предков существовал у всех народов, но самоценность отдельной личности отсутствовала (см. Приложение 8). Только в Древней Греции личность умершего человека считалась некоторым образом самостоятельной, то есть в Аиде (царстве смерти) человек, попавший туда, мог найти и увидеть своих умерших родных и близких.

Тем не менее, это исключение говорит только о том, что подвиги и достоинства человека важны были для греков как память. Сама же позиция в Греции та же: Аид - мрачное место, где умершие это только безвольные тени, влачащие жалкое существование.

Структура мифа подразумевает свободу, но в рамках самой структуры. Например, яблоня каждый год рождает яблоки, ни одно из них не похоже на другое, - в этом она свободна, но рождать, допустим, груши она не может, и ничто другое кроме яблок. Та же свобода и у человека. Человеку заданы некоторые функции, в рамках которых он может действовать, но изменить свои функции он не в силах и не в праве.

Такая позиция человека заключена в его восприятии космоса. Бог - создатель космоса сотворил человека подобным себе, так как часть бога заключалась во всем, в том числе и в человеке. Если бог человека находится в созданном космосе, то бог, как и весь космос, был подвластен космическому процессу умирания и возрождения. Следовательно, и человек не имел никакой свободы перед этим космическим процессом. Миф не заключает в себе свободы вне рамок своих процессов, так как он замкнутая система.

Свобода и ценность личности в мифологическом пространстве не существуют вне рамок тех функций, которые им определил миф. Человек и общество есть продолжение космоса, и главное в жизни это сам космический процесс, само движение космоса, циклы его развития, в которых участвует все живое, в том числе и бог, которого человек для себя определил в этом пространстве.

Человек пытался бороться с этим положением. И начинал он свою борьбу с отрицания бога, который, как ему казалось, определил человеку такое ничтожно жалкое место - наделил сознанием, как самого себя, но запретил что-либо решать в своей жизни. Факт богоборчества существовал на протяжении всей истории древности, многие герои пытались противостоять богу или богам, оспорить их могущество и силу, но, как правило, это заканчивалось смертью героя. Система мифа не терпела в себе инородного звена, так как все в ней было связано узами «родства».

Именно поэтому позволительно рассматривать миф как систему, структуру, состоящую из элементов, систему, заключающую в себе некоторую тайну жизни, которая связана с космическим процессом. В дальнейшем мировоззрение человека менялось: с приходом христианства человек определил в мире для себя иного Бога, Бога, который стоит вне космоса. Благодаря этому, человек обрел свободу и ощутил ценность своей личности, которая не менее важна, чем космос. А космос оказался не наделенный сознанием, как предполагал человек. Космос, как понял человек, заключает в себе один непоколебимый закон, установленный Богом, но закон этот не обладает своим собственным сознанием и он преодолим.

Структура мифа, его форма и организация пространства - это структура и организация культуры. Искусство и наука сочетают в себе жесткие законы и символы (Живопись, архитектура, математика, физика, химия и пр.), которые являются основой организации. Системы государственности (тоталитарные, демократические и пр.) и множество различных форм человеческого общества также существуют как организации мифические по своей структуре и форме. Отличие их от мифа заключено в том, что они допускают в свою организацию фактор внутренней и внешней свободы, чего не может быть в мифе.

Но миф - это прежде всего структура мышления человека, одна из его форм, которая существует по сей день и крепко укоренена в сознании человека. И дело вовсе не в том, что в сознании цивилизованного человека существует представление о богах, живущих на небесах, а в том, что человек в мифе - это человек зависящий от процессов окружающей его среды, подвластный всем его течениям, органически зависящая его составляющая. И не так важно, что вчера для человека богом и кумиром был камень на берегу реки, а сегодня каменное сооружение, возведенное руками человека; вчера бог, живущий в камне, был отделен от человека, а сегодня богом (или кумиром) стал человек, живущий в каменном сооружении. Не так много людей истинно понимают, что такое свобода и ценность личности, когда речь идет о каком-то устройстве общества, о его структуризации, о процессах его управления.

Современное общество существует именно по законам замкнутого самого на себе пространства, в котором все взаимосвязано, и где все элементы служат каким-либо целям, а человек строго функционален. Современное представление о профессионализме в какой-либо области именно таково. Мифы в разных областях деятельности современного человека и общества также безжалостны и тотальны, и людей, противостоящих им, они удаляют как лишние элементы, мешающие функционировать системе.

Вообще человек может имитировать только то, что видит вокруг, не может создать своего собственного какими бы методами и технологиями он не пользовался. Тем более не может создать саму жизнь, нечто живое, может только приблизиться к жизни и создать, что будет так близко от смысла бытия, что действительно будет способно к жизни, но совершенно иной. В этом для каждого человека смысл жизни - создать что-то, что было бы способно к жизни, отражало бы ее во всей полноте, открывало ее смысл.

 

Заключение.

 

Мифологическое мировоззрение, существующее по законам внутренних смысловых взаимосвязей, из которых происходят символы, одно из самых распространенных в современности, так как ассоциативное, символическое, структурное мышление, зависящее от привязанности и идеализации внешних факторов, направленное на управление окружающим, мышление мифологическое по своей структуре. Оно не есть просто восприятие природы, а очень деятельный образ жизни, образ действий отдельной личности и общества в целом. Не только собственное восприятие, но «ответ» окружающей среды, ее «ответные» действия формируют мироощущение, образ взаимоотношения человека и окружающей среды (что выразилось в обрядах и ритуалах), создают образ действительности. В созданной действительности образ действий человека, его культура, наука, устройство общества все связано с окружающей средой так тесно, что продолжает ее и «заканчивает», создавая целостный мир.

В этом целостном мире отношения окружающей среды формируют отношения человека в обществе, наполняют сакральным смыслом его существование, которое воспринимается человеком как «продолжение» космоса, одна из его заключительных форм, имитационная модель его внутренних взаимодействий.

Современные мифы цивилизации, информационные системы, основанные на символах и знаках, политические и экономические системы управления - все это множество формаций структуры мифологического мировоззрения, его внешнего проявления, его формы и организации. Взаимосвязь, управление, осуществляемое через знаки и символы, создающую структуру, которая по разнообразным качественным характеристикам соединяет какую-то часть мира или мир в целом - все это структура мифа.

Человек пользуется ей по сей день, так как не может лишить окружающую его действительность осмысленного существования, всякий раз меняя ракурсы своих точек зрения. От древних мифологий живы не только образы, знаки и символы, но и сам подход, сам принцип внутренних взаимосвязей окружающего мира.

Обращение одного человека к другому человеку через знак или символ, влияние на него или управление его действиями, статистический учет, систематизация его жизнедеятельности - одна из современных задач общества, которая есть не что иное, как интерпретация все того же отношения к миру, продолжение развития процесса познания и организации в мифе.

Подход, в котором разнородные объекты и явления соединяются по качественному принципу, определяемому внутренними характеристиками и потребностями, в выводы, умозаключения, образы, элементы структуры и т. д. - подход мифологический. Этот подход продолжает развиваться, но основные свои элементы он сохранил.

Последние научные разработки в области компьютерного моделирования, информационных сетей, экономических программ, реформ управления - есть лишь усложнение принципов структуры мифа, его подхода к рассмотрению жизни и мира. Основной структурный принцип мифа - это символ, объединяющий, связующий по глубинному смыслу разнородные объекты и явления.

Символ - это образ, изображение смысла, существующего в разнородных объектах и явлениях и объединяющего их. Соединение объектов и явлений в символе происходит по качественным характеристикам, что определяет некоторое родство, внутреннюю связь между объектами и явлениями.

На этих основных позициях базируются современные технологии, создающие модели, имитирующие окружающую действительность. Сам принцип числовых значений, которые присваиваются объектам и явлениям в имитационной модели, - есть не что иное, как система, облегчающая изучение окружающей среды. Такой же системой можно считать и миф. Вернее, миф - это первая форма, имитирующая действительность, создающая образы и знаки, основанные на внутреннем, качественном «родстве» объектов и явлений.

Таким образом, изучение мифа в этом направлении чрезвычайно важно и необходимо как формы индивидуального и общественного сознания, образа действительности.

В данном учебном пособии была предпринята попытка показать принцип действия структуры мифа, ее основу, образы, знаки, символы, структуру их соединений в сознании человека, образ действий, рожденный этим сознанием. Изучение мифа с этой точки зрения в средних и высших учебных заведениях становится актуальным и необходимым для понимания основных элементов современного сознания и задач современности.

 








Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 728;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.