Отрывки из «Старшей Эдды».

Песни о богах. Это первая песня в «Старшей Эдде». В этой песне повествуется о том, как сыны верховного бога Бора - Один, Вили и Ве создали Мидгард - средний (людской) мир, два великана Бримир и Бляин - мир богов. Определили день и ночь, назвали их и определили времена суток - вечер, утро и полдень. Перечисление имен карликов имеет свой смысл: Норди - северный, Судри - южный, Аустри - западный, Вестри - восточный, Альтков - новый, Двалин - мертвый, Бивёр - дружественный, Бавёр - смелый, Бёмбур - мудрый и т. д.

 

«Кто должен племя

карликов сделать

из Бримира крови (великаны)

И кости Бляина.

 

Модсогнир старшим

из племени карликов

назван тогда был,

а Дурин - вторым;

карлики много

из глины слепили

подобий людских,

как Дурин велел.

 

Нил и Ниди,

Норди и Судри,

Аустри и Вестри,

Альтков и Двалин,

Бивер и Бавер,

Бембур, Нори,

Ам и Анар,

Аи, Мьедвитнир,

Гандальв и Вейг,

Виндальв и Троин,

Текк и Торин,

Трор, Вит и Лит,

Нар и Норад - вот и карликов -

Регин и Радсвинн -

всех назвала.

Фили, и Кили...»

 

«Прорицание Вельвы» - пророчество о начале, устройстве и конце мира.

 

«Стоял на севере

в Нидавелир

чертог золотой, -

то карликов дом;

другой же стоял

на Окольнир дом,

чертог великанов,

зовется он Бримир.»

 

Космогоническая мифология «Эдды» раскрывает процесс формирования мираиз пустоты Гинунгага, преобразующейся в космос путем заполнения.

Мир его был создан из тела великана Имира, который был двуполым. В темном мире, Нифльхейме из потока Хвергельмир вытекали многочисленные ручьи, а из огненного мира исходил жар, огненные искры. Из застывших рек образовался иней, заполнивший мировую пустоту Гинунгагап, который под влиянием тепла стал таять, и из него и возник Имир. Выкармливала этого великана корова Аудумла и из соленых камней, которые она лизала, возник Бури отец богов. Из подмышек Имира родились мальчик, девочка, а из ног - сын Трудгельмир, породивший Бергельмира.

Бури породил Бора, Один с братьями Вили и Ве убили Имира, и из его тела сотворили мир. Плоть Имира стала землей, кровь - морем, кости - горами, череп - небом волосы - лесом, а ресницы — стенами Мидгарда.

Сыновья Бора подняли землю, устроили на ней Мидгард, а затем оживили деревянные изваяния людей, населив ими свое царство. Боги устроили небесный свод и определили роли Солнца и Луны, упорядочив движение этих светил и, таким образом, установив смену суток и месяцев.

На этом этапе обустройства мира боги, к тому же обуздывают змея Ёрмунгарда, волка Фофнира и хозяйку царства мертвых Хель.

Наступившая эпоха на земле считалась «золотым веком» (все было сделано из золота, боги развлекались играми и «радостны»). Век счастья длился недолго и вскоре наступает первая смерть - коварное убийство юного бога Бальдра, возвещающее грядущие катаклизмы, которые превратят космос в хаос. В «Прорицании» описываются содрогания Мирового древа, высвобождение некогда усмиренных богами чудовищ, появление корабля Мертвецов, великанов и иных злых сил. В последней битве Одина и волка Фенрира, Один проигрывает, все чудовища погибают, а мир поглощается огнем и инеем, то есть приходит в исходное состояние. Именно в смерти Бальдра заключен конец мира. Интересно, что в начале мира, в его рождении находится его смерть.

В «Речах Высокого» (т. е. в Речах Одина) описывается жертвоприношение Одина, которое совершает он сам, когда, пронзенный собственным копьем, он девять дней висит на Мировом Древе Ясене Иггдрасиль, а затем его дед, великан Бельторн, приносит ему мед для утоления жажды и вручает руны — символ мудрости. Описание данного ритуала исследователи почти единодушно считают совпа­дающим со схожими инициациями шаманов у северных народов. Один считается знатоком колдовства и магических заклинаний, и эти его свойства частично объясняются действием священного меда, называемого иногда «медом поэзии».

В «Речах Высокого» дается свод законов, советов и нравоучений, установленных «Высоким», верховным богом Одиным.

 

«О мудрости и о тех, кто слывет мудрым.

День хвали вечером,

жен - на костре,

меч - после битвы,

дев - после свадьбы,

лед - если выдержит,

пиво - коль выпито.

Руны найдешь

и постигнешь знаки,

сильнейшие знаки,

крепчайшие знаки,

Хрофт их окрасил,

а создали боги,

и Один их вырезал,

Один у асов,

а Даин у альфов,

Двалин у карликов,

у ётунов Асвид,

и сам я их резал...»

 

«О заклинаньях колдовских» - песня с разнообразными житейскими советами, с советами магическими (влияющими на человека), разбитая на пункты:

1ñîâåò î òîì, êàê помочь в печалях, заботах и горестях.

2ñîâåò î òîì, êàê врачевать.

3ñîâåò î òîì, êàê защищаться в битве.

4ñîâåò î òîì, êàê все оковы могут пасть от заклинанья.

5ñîâåò î òîì, êàê могут быть взору стрелы покорны.

6ñîâåò î òîì, êàê наслать несчастья врагам.

7ñîâåò î òîì, êàê погасить пламя.

8ñîâåò î òîì, êàê восстановить мир.

9ñîâåò î òîì, êàê послать повеленье стихиям.

10ñîâåò î òîì, êàê не дать ведьмам вернуться в тело.

11ñîâåò î òîì, êàê одержать в битве победу (заклинание в щит).

12ñîâåò î òîì, êàê оживить кого-либо.

13ñîâåò î òîì, êàê освятить младенца, чтоб меч не коснулся.

14ñîâåò î òîì, êàê (159) «Четырнадцатым

число я открою

асов и альфов,

прозванье богов

поведаю людям, -

то может лишь мудрый».

(Асы - боги, альфы, эльфы - малые боги).

15ñîâåò î òîì, êàê «Тьодрерир пел

пред дверью Деллинга;

напел силу асам,

и почести - альфам,

и Одину - дух».

16ñîâåò î òîì, êàê вызвать любовь, покорить помыслы человека.

17ñîâåò î òîì, êàê опутать душу

18ñîâåò î òîì, êàê сохранить великую тайну.

 

В этой песне также идет речь о том, что Один принес сам себя в жертву на мировом древе (начало мира, которое соединяет собой весь мир), чтобы обрести знание рун (сами руны при написании окрашивались кровью), а также Священное кольцо, на котором давались клятвы (это повествование об Одине натолкнуло Толкиена на написание своей трилогии «Властелин колец», он использует как сам сюжет, так и образы, имена гномов, эльфов, богов).

В следующих двух песнях «Речи Вафтруднира» (великана) и «Речи Гримнира» (Одина) раскрывается происхождение и смысл некоторых вещей и событий в мире. Например, радуга Бильрёст (или Биврёст) считается мостом асов, по которому они соотносятся с Мидгардом; Скидбладнир - волшебный корабль для сына Ньёрда (небо) светлого Фрейра (солнце), то есть небо уподобляется морю, по которому плавает корабль солнца, этот корабль строят Ивальда отпрыски (карлики, гномы - жители подземного мира). Такими сравнениями и словесными формулами небо, земля и подземный мир соединены воедино.

В песне «Поездка Скирнира» рассказывается история любви бога Фрейра к Герд, дочери великана Гюмира. Скирнир (олицетворение дождя, живительной и благодатной влаги, которая соединяет небо и землю) - слуга Фрейра, посланный за невестой. Он совершает заклятье, чтобы Герд полюбила Фрейра:

«Тролли вседневно

тебя будут мучить

в жилье исполинов;

в дом трусов инея

будешь всегда

безвольно плестись,

неизбежно плестись;

не радость познаешь,

но тяжкое горе

и скорбные слезы...»

 

«Кольцо тебе дам,

что на костре

Бальдра сгорело! (сын Одина)

восемь колец

из него возникают

кольцо Драупнир».

 

По прорицаниям Вельвы Бальдр - король, умирающий на костре, олицетворения культа плодородия, всегда воскресающего бога, что породило обряд инициации «умерщвление короля», который способствовал обновлению плодородящей силы. По верованиям эта сила зависит от короля, который представляется как наместник верховного бога на земле. Костер Бальдра описывается Вельвой как пророчество конца мира, после разрушения которого будет новый, обновленный мир. Таинственными знаками этого обновляющего костра являются восемь колец, хранящих в себе таинственные силы, воздействующие на мироздание.

В «Песне о Хюмере» и «Речи Альвиса» (карлика) возникает великое множество поэтических символических сравнений: вершина волос - голова, высокая башня крепких рогов - голова быка, козел волн - ладья, вепри прибоя - киты, основа шлема - голова, податель пива - кубок, влаговаритель - котел, ткач ветра или дом влажный - небо, друг Двалина - солнце (ироническое: для карликов солнце смертельно - оно их обращает в камень), грива поля - лес, грезы Ньёрун (богиня слез) - ночь и т. д.

В «Старшей Эдде» есть две ироничные песни-перебранки, в которых высмеиваются одним богом страсти других богов - «Песнь о Харбарде» и «Перебранка Локи». Один и Тор - два могущественных бога в первой песне выясняют свои отношения как два викинга, оскорбляя и насмехаясь друг над другом, в другой Локи - смешной, одноглазый бог бранит и высмеивает пороки 7 богов и 7 богинь. Эти песни существуют в основном своде законов, которому обучают во время инициации, видимо, с тем, что все-таки считают человека равным богам, и насмешкой освобождают от полной зависимости богам и мирозданию. Вероятно, суть этого заключается не только в высмеивании, т. е. разоблачении, свержении, но также и в обновлении, таким образом, плодоносящей силы богов. Эти элементы в сознании человека определили в Средневековье такие обряды как карнавал, который и заменил собой обряд инициации.

Вторая часть «Старшей Эдды» посвящена героям. Одной из ярких и интересных является «Песнь о Вёлюнде» (Булгаковский Воланд происходит именно от Вёлюнда). Вёлюнд - сын финского конунга, волшебный кузнец, властитель альфов (сказания о нем имеют некоторые сходства со сказаниями о Дедале; в Древненорвежском памятнике лабиринт Дедала на Крите с минотавром назван «Домом Вёлюнда»).

У Вёлюнда было волшебное кольцо, с помощью которого он мог летать. Конунг Нидуд, решив завладеть этим кольцом и волшебным мечом Вёлюнда, подрезал ему сухожилия. Вёлюнд решил отомстить конунгу. Заманив двух его сыновей к себе, он убил их, а из их черепов сделал роскошные чаши, заковав в серебряную оправу. Эти чаши он отправил Нидуду. Сделал из глаз их яркие яхонтовые броши для его жены. Дочь Нидуда Бёдвильд (валькирия), носившая его кольцо (ставшая поэтому его женой, т. к. кольцо - символ супружества) Вёлюнд опоил и сделал своей женой, оставив в своей пещере. Вёлюнд снял кольцо с ее пальца и улетел от нее навсегда.

Это одно из типичных песней о героях, когда совершается беззаконие, рожденное завистью к какому-то имению, которое рождает страшную месть. Самое яркое место в этих повествованиях занимает герой Сигурд (герм. Зигфрид). Древняя легенда о лебедином озере (озере валькирий) рассказывала о герое Сигурде (Зигфриде), который полюбил одну из лебедей (валькирию), но злой колдун хотел воспрепятствовать этому. Пройдя через испытания, Сигурд (Зигфрид) соединяется со своей возлюбленной. На основе этой легенды П. И. Чайковский сочинил музыку для балета «Лебединое озеро».

 








Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 691;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.