Б) Свобода от предзаданности.

Все животные действуют в рамках заданной им видовой про­граммы: пауки безошибочно мастерят орудия лова, птицы совершают дальние перелеты без приборов, которые указывали бы им путь, пчелы создают соты. Животные строят свою жизнь по плану, который биологически задан. Жить по другому замыслу они не могут, так как созда­ны относительно завершенными со сложившимися инстинктами: муравьи не собирают мед, коровы не летают, лев не охраняет стада антилоп. Вывод: Инстинкт не содержит в себе свободы выбора.

У человека также есть инстинкты: он ощущает голод, страх, старается уйти от опасности, сохранить свою жизнь. Как любое живое существо человек делает то, что заложено в нем природой. Однако у человека инстинкты ослаблены и не всегда подчиняются правилам природы. У животного каждое действие ограничено той мерой, которая задана природой: лошадь отличает травы съедобные и несъедобные, медведь ест про запас, только готовясь к зимней спячке, заяц не бегает по поляне, где только что обозначились следы волка. Человек же может переедать, или, напротив, строго ограничивать себя в пище (например, во время поста), может идти навстречу опасности, преодолевать боль. Вывод: человек не всегда подчиняется правилам природы, так как помимо биологического начала имеет начало духовное. Оно открывает человеку путь к развитию.

Человек открыт для саморе­ализации на физическом и духовном уровне. Он способен устранять биологические ограничения (физическая неспособность летать устраняется за счет изобретения летательных аппаратов, отсутствие шерсти на теле компенсируется использованием теплой одежды и т.д.) Важнейшим проявлением «свободы от предзаданности» является стремление людей к тому, что выходит за грани­цы чувственной, материальной жизни: к идеалам, к Богу. Это стремление также заставляет человека развиваться, достигать совершенства.

в) Свобода выбирать и ответственность за свои поступки.

В философии отличие человека от животного всегда связывают со свободой. Так, немецкий философ И. Кант (1724-1804) «миру природы» противопоставлял «мир свободы», в котором человек самостоятельно делает выбор и совершает поступки, руководствуясь разумом. На свободные поступки способен только человек. Неживая природа существует за счет внешних воздействий одних тел на другие. Но уже в живой природе появляется феномен самодетерминации (от лат. determinatio — ограничение, определение), когда действия вызываются потребностью, желанием, интересом. Например, стрела, выпущенная из лука, не в силах изменить траекторию своего движения. Но это легко сделает птица, выпущенная из рук. Однако даже высшие животные не способны на свободные поступки, в основе которых лежит разум и свобода воли, качества, присущие только человеку. С их помощью человек определяет свое поведение, планы, намерения и масштаб действий. Существует разница между произволом и свободой. Произволом считается слепо потакание желаниям, инстинктам (человек, зависящий от своих желаний, не может считаться свободным). Свобода связана с умением ограничивать и контролировать их и придавать им культурную форму.

Вывод: человек не действует по биологической программе, но обладает свободой выбирать, какой тип поведения ему предпочесть, поэтому он способен как на чудовищную жестокость, так и на безграничное милосердие. Несмот­ря на всю зависимость человека от множества обстоятельств, последнее решение в выбо­ре типа поведения, в предпочтении добра или зла он принимает сам.

Обратной стороной свободы является ответственность – последствия свободного выбора. Во-первых, ответствен­ность перед самим собой. Современный человек постоянно находится в ситуации свободного выбора и сам отвечает за последствия совершенных поступков, принятых решений. Именно этот груз ответствен­ности, о котором мы уже говорили, и толкает людей прочь от свободы, в объятия личностных симбиозов (Э. Фромм) и тоталитарных организаций.

Во-вторых, благодаря разитию техники и технологии влияние человека на окружающую действительность и других людей стало поистине огромным. Одно дело по неаккуратности перевернуть телегу, а другое дело — ог­ромный пассажирский поезд, загрязнить один колодец или отравить целый океан. В связи с этим человек должен уметь отвечать за каждый свой шаг, за каждое решение, связанное с воздействием на других и на мир.ценностные ориентации.

г) Ценности как элемент регуляции поведения. Ценности – это жизненные установки, ориентации, которые представляют значимость для человека. К универсальным (вечным) ценностям относятся Истина, Добро, Красота, Вера, Надежда, Любовь. Прикладные ценности: «вежливость», «точность», «трудолюбие», «исполнительность». Ценности не равны между собой, они составляют иерархию.В ситуации выбораценности, расположенные ниже, приносятся в жертву тем ценностям, которые расположены выше.

д) социальные отношения. В них реализуется принцип благорасполо­женности и ненанесения вреда по отношению другому человеку. Нравственный закон говорит о том, что человек получаем в отношениях с другими людьми именно то, что вкладывает в них: «как аукнется, так и от­кликнется», «что посеешь, то и пожнешь». На этом построены сюжеты многих народных сказок, где добрые тружени­цы, помогая людям, зверям и птицам, оказываются награждены милостью какого-нибудь доброго волшебника.

е) автономность в отношении к обществу. Человеческое сообщество может жить и развиваться только тогда, когда оно «производит» индивидов, соответствую­щих его объективным потребностям. Правильно воспи­танный индивид, обладающий необходимым набором умственных, нравственных и физических качеств — это условие процветание социума, конкретной общественной группы. Ценой «правильного воспитания» может быть утрата индивидуальности, особых личных способностей и свойств. Позиция социальной адаптированности чревата в эпоху массовой культуры тенденцией к потере собственного «я». Человек перестает самостоя­тельно мыслить, выбирать в жизни, в работе, в творче­стве то, что нужно именно ему, а не требовательной со­циальной машине, в которой он являются колесиком или винтиком.

Э. Фромм в книге «Человек для самого себя» показывает, сколь непродуктивна распространенная рыночная ориентация сознания: человек начинает воспринимать себя как товар, который дол­жен продаваться, поэтому он стремится быстро выра­ботать в себе набор востребуемых, «модных» качеств, которые сегодня одни, а завтра другие. Индивид все время меняется, приспосабливается, совершенно забы­вая о том, каков он на самом деле, становится сплош­ной вынужденной трансформацией — он должен выгод­но продавать себя. Личность растворяется во внешних для нее требованиях, как сахар в горячем чае, от нее ничего не остается.

Сохранение гармонии между социальным и индивидуальным в процессе при­способления к требованиям общества — трудное дело. Человек должен искать золотую середину между приспособленностью и оригинальностью. Каждый человек интуи­тивно находит (или не находит) этот динамический ба­ланс между всеобщностью и индивидуальностью, соблюдением общеприня­тых традиций и норм и собственным творчеством. На протяжении всей жизни индивидуальное и социальное в личности развивается параллельно и испытывает взаимное влияние. Они взаимосвязаны и неотделимы друг от друга как две стороны одной монеты.








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1048;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.