ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Язык Пролог является представителем семейства языков логического программирования и в сравнении с традиционными языками программирования

 

Язык Пролог является представителем семейства языков логического программирования и в сравнении с традиционными языками программирования, предназначенными для записи алгоритмов, такими как Бейсик, Фортран, Паскаль, Си, обладает существенными особенностями:

• программа на Прологе не является алгоритмом, а представляет собой запись условия задачи на языке формальной логики (т.е. это дескриптивный, описательный язык программирования);

• язык Пролог предназначен не для решения вычислительных или графических задач, а для решения логических задач, для моделирования процесса логического умозаключения человека; вычисления же и графические построения выполняются в Прологе как побочный продукт логического вывода;

• Пролог требует особого стиля мышления программиста,что затрудняет изучение его теми, кто уже привык к процедурному программированию, поэтому, так называемые, практические программисты не стремятся переходить на этот язык, что мешает росту популярности Пролога; однако во многих странах (Японии, Англии, Франции, Германии, Израиле и т.д.) расширяется практика применения Пролога в образовании как первого изучаемого языка программирования; переход к процедурным языкам типа Паскаля в этом случае трудностей не вызывает.

Все это позволяет отнести Пролог в существующем делении языков программирования на языки низкого и высокого уровня к языкам сверхвысокого уровня. В японском проекте создания в 90-х годах XX века компьютеров 5-го поколения (обладающих искусственным интеллектом) Пролог положен в основу аппаратной организации и разработки программного обеспечения. Нынешний Пролог, безусловно, не является окончательным вариантом языка программирования ЭВМ 5-го поколения и в ближайшие годы получит существенное развитие. По-видимому, он сыграет роль Бейсика дескриптивного программирования: его значение и возможности в популяризации и распространении идей логического программирования чрезвычайно велики.

Изучению языка Пролог очень способствует предшествующее изучение математической логики, понятийной системой которой он пользуется.

Программирование на Прологе включает в себя следующиеэтапы:

1) объявление фактов об объектах и отношениях между ними;

2) определение правил взаимосвязи объектов и отношений между ними;

3) формулировка вопроса об объектах и отношениях между ними.

Имена - это последовательности букв и цифр, начинающиеся с буквы (строчной !). Системы программирования на Прологе для компьютеров допускают использование лишь латинских строчных и прописных букв: а .. z, A .. Z. Использование русских строчных и прописных букв: а .. я, А .. Я не допускается. При практической работе с интерпретатором рекомендуется, чтобы смысл имен оставался понятным, использовать в качестве имен запись русских слов латинскими буквами. В данном параграфе мы будем записывать все именарусскими буквами, чтобы сделать смысл программ наиболее понятным. При запуске этих программ в «англо-язычных» системах программирования нужно заменять русские буквы в именах на латинские.

Типы данных включают переменные, атомарные значения и структуры (рис. 3.15).

 

Рис.3.1 5. Классификация типов данных Пролога

 

Примеры специальных атомов:

: - ( обозначающая импликацию),

? (вопрос, обозначающий отрицание),

! (предикат отсечения, рассматривается далее).

Переменные обозначаются последовательностью буквой и цифр, начинающейсяс заглавной буквы. Особый вид переменной - анонимная переменная _ , используемая в качестве аргумента предиката, когда конкретное значение переменной несущественно.

Структура - это конструкция, состоящая из имени структуры и заключенного в скобки списка ее аргументов, разделенных запятыми. Элементами структур могут быть числа, атомы, переменные, другие структуры и списки. Примеры структур: str(A,B,C), носит(юрий,пиджак).

Списки представляют собой объединение элементов произвольных видов, разделенных запятыми и заключенных в квадратные скобки. Списки отличаются от структур тем, что количество элементов может меняться при выполнении программы. Примеры списков: [1,3,5,7], [красный,желтый,зеленый].

Основная операция, выполняемая в языке Пролог, - это операция сопоставления (называемая также унификацией или согласованием). Операция сопоставления может быть успешной, а может закончиться неудачно. Определяется операция сопоставления так:

• константа сопоставляется только с равной ей константой;

• идентичные структуры сопоставляются друг с другом;

• переменная сопоставляется с константой или с ранее связанной переменной (и становится связанной с соответствующим значением);

• две свободные переменныемогут сопоставляться (и связываться) друг с другом. С момента связывания они трактуются как одна переменная: если одна из них принимает какое-либо значение, то вторая немедленно принимает то же значение.

Примеры: 5 сопоставляется с 5, «имеет» сопоставляется с «имеет», «сергей» не сопоставляется с «юрий», «имеет(сергей,машина)» не сопоставляется с «имеет(сергей, телевизор)», «имеет(сергей,машина)» сопоставляется с «имеет(Х,машина)»,в этом случае переменная Х получает в качестве значения атом «сергей».

Факты - это предикаты с аргументами-константами, обозначающие отношения между объектами или свойства объектов, именованные этими константами. Факты в программе считаются всегда и безусловно истинными и таким образом служат основой доказательства, происходящего при выполнении программы.

Пример 1. Факты, описывающие телефонные номера:

 

телефон(иванов,т561532).

телефон(петров,т642645).

телефон(сидоров,т139833).

 

Это означает: телефон Иванова - 56-15-32 и т.п. Заметим, что перед цифрами номера идет буква ''т". Она делает номер телефона литерной константой, так как числа 561532,642645, 139833 слишком велики, чтобы быть числовыми константами.

Пример 2, Факты, описывающие студентов:

 

нравится(сергей,рэп).

нравится(юрий,джаз).

носит(сергей,блейзер).

носит(юрий,пиджак).

 

Это означает: «Сергею нравится рэп», «Юрию нравится джаз» и т.п.

Правила - это хорновские фразы с заголовком и одной или несколькими подцелями-предикатами. Правила имеют форму

 

<голова правила> : - <список подцелей>

 

где знак : - читается «если», а список подцелей состоит из отдельных подцелей, разделенных знаком «запятая» (читаемым как «и»). Правила позволяют определить новые отношения между объектами на основе уже объявленных с помощью фактов. В качестве аргументов в предикатах правила могут использоваться не только константы, но и переменные. На переменные в правилах действуют кванторы общности, поэтому правила очень концентрированно и лаконично выражают конструкции логического вывода. Так, к фактам примера 2 можно добавить следующее утверждение:

 

крутойпарень(Х):- нравится(Х,рэп),носит(Х,блейзер).

 

Это означает «любой Х - крутой парень, если Х нравится рэп и Х носит блейзер». Еще примеры правил:

 

ест(Х,Y): - пища(Y), любит(Х,Y). («Каждый Х ест любой Y, если Y - пища,

и Х любит Y»)

владелец(А,В) : - купил(А,В). («Любой А есть владелец каждого В, если А купил В»)

 

В Прологе все предложения программы - факты, правила, вопрос - заканчиваются точкой.

Отметим, что в Прологе вместо оператора присваивания имеется более общий и мощный механизм задания значений переменных. Переменные в Прологе получают свои значения в результате сопоставления с константами в фактах и правилах. До тех пор. пока переменная не получила какого-либо значения, она называется «свободной». Когда переменная примет значение, она становится «связанной». Однако, она остается связанной только в течение времени, необходимого для получения одного ответа на запрос, после этого Пролог «развязывает» ее, возвращается и ищет альтернативные решения. Это очень важный момент: нельзя хранить информацию, задавая значения переменных. Переменные служат частью процесса сопоставления, а не «хранилищем» информации. Область действия переменной -ровно одно предложение (правило или запрос программы).

Вопрос - отправная точка логического вывода, происходящего при выполнении программы. На любой вопрос компьютер будет пытаться дать ответ «Да» или «Нет» в зависимости от того. согласуется или нет утверждение, стоящее в вопросе, с фактами и правилами базы знаний. Вопрос, не содержащий переменных, является общим: «имеет ли место факт... ?». Так, например, к базе знаний примера 1 можно поставить вопрос

 

?-телефон(иванов,т123456).

 

и ответ будет «Нет», так как константа т123456 не согласуется ни с одним фактом.

Если к базе знаний (пример 3)

 

нравится(сергей ,рэп).

нравится(юрий,джаз).

носит(сергей,блейзер).

носит(юрий,пиджак).

крутойпарень(Х) : - нравится(Х,рэп),носит(Х,блейзер).

 

задать вопрос

 

?-крутойпарень(юрий).

 

то будет получен ответ «Нет». В самом деле, в результате резолюции утверждение в этом вопросе согласно правилу заменится конъюнкцией утверждений

 

нравнтся(юрий,рэп), носит(юрий,блейзер).

 

(переменная Х в правиле получила значение «юрий»). Эти утверждения не согласуются с остальными фактами базы знаний. Для вопроса

 

? - крутойпарень(сергей).

 

будет получен ответ «Да», так как в этом случае противоречий при согласовании вопроса и базы знаний не возникает.

Вопрос, в котором имеются переменные, является частным: «длякаких значенийпеременных факт ... имеет место ?». В процессе сопоставлений при выполнении программы переменные получат значения тех констант (конкретизируются), для которых сопоставление запроса, в целом, успешно, и будут выведены на экран. Так, в ответ на вопрос

 

? - телефон(иванов,Х).

 

к базе знаний примера 1 на экране появится сообщение Х=т561532 и будет дан ответ «Да».

Если к базе знаний примера 3 задать вопрос в форме

 

?- крутойпарень(А).

 

то свободная переменная А в вопросе сопоставляется со свободной переменной Х в правиле и совмещается с ней, т.е. становится одним и тем же. В результате резолюции согласно правилу произойдетзамена

 

крутойпарень(А)

 

на

 

нравится(А,рэп), носит(А,блейзер),

 

а затем предикат «нравнтся(А.рэп)» успешно согласуется с фактом «нравится(сергей,рэп)>>, и при этом переменная А конкретизируется значением «Сергей»; от вопроса теперь остается «носит(сергей,блейзер)», а в базе знаний имеется соответствующий факт. Ответ: «Да» и на экране появится значение присутствовавшей в вопросе переменной А:

 

А=сергей.

 

Отметим, что машина «не понимает» используемых в программе имен: «нравится», «носит», «сергей» и т.д. Мы могли бы вместо них использовать любые другие обозначения. Для интерпретатора Пролога существенны только совпадения и различия имен, а также связи между предикатами, устанавливаемые с помощью конъюнкций и импликаций. Осмысленные имена мы будем использовать только для того, чтобы облегчить чтение и понимание программ самим себе. Однако, в Прологе существуют предопределенные имена (встроенные предикаты), которые позволяют выполнить арифметические операции, сравнения, графические построения, ввод-вывод и другие полезные операции как побочный продукт выполнения программы. Встроенные предикаты Arity-Prolog описаны в справке по системе программирования, вызываемой нажатием клавиши F1.

Аналогичный набор встроенных предикатов имеется в других версиях языка Пролог.

 








Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 907;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.