Предпосылки возникновения технологической операции
Механизация лесозаготовок в довоенный
период (1917–1941 гг.)
Предпосылки возникновения технологической операции
«трелевка леса»
Послереволюционный период характеризуется разразившейся в стране гражданской войной и последовавшей за ней интервенцией стран Антанты. Экономическая жизнь в стране была парализована. Республика оказалась в кольце империалистической блокады. Страна была отрезана от основных топливно-энергетических баз. Начался топливный голод. Обеспечение дровами промышленности, железнодорожного транспорта и населения являлось в это время одной из главных задач. Правительством были предприняты меры по привлечению к заготовке и вывозке дров всего трудоспособного населения. К 1920 году на дрово- и лесозаготовках работали около 6 млн человек и свыше 4 млн лошадей, что резко улучшило положение с топливом [6]. Так как постоянно рабочей силы на лесозаготовках не хватало, то остро встала проблема механизации хотя бы отдельных операций.
В этот период площадь земель лесного фонда страны превышала 1, 2 млрд га, в том числе лесопокрытой площади – более 750 млн га. Средний запас леса на 1 га эксплуатационного фонда составлял 135 м3.
Лесозаготовительные предприятия – леспромхозы были организованы в 1929 году. До 1929 года лесозаготовки не имели своей производственно-технической базы, лесозаготовительных предприятий, постоянных кадров. Первоначально решение этой задачи шло в направлении создания лесопильных заводов. К концу 1919 года было уже 951 такое предприятие.
Однако темпы развития народного хозяйства страны значительно опережали рост лесопильного производства. Господствовавшая тогда на лесозаготовках артельно-подрядная форма организации работ без отделения ручной валки леса от гужевой вывозки не могла удовлетворить растущие потребности страны в древесине. В этой связи была проведена в стране реорганизация лесозаготовительной отрасли. 2 февраля 1928 года правительством было принято постановление «О мерах по упорядочению лесного хозяйства», а в августе 1929 года – постановление «О реорганизации лесного хозяйства и лесной промышленности».
В этих постановлениях было дано определение лесопромышленных предприятий как первичных хозяйственных организаций. В лесных массивах, передаваемых в долгосрочное пользование лесообрабатывающей промышленности, лесозаготовительные конторы были преобразованы в леспромхозы. Учетом и восстановлением лесов обязаны были заниматься лесхозы. «Положение о лесхозах и леспромхозах» было утверждено постановлением экономического совета РСФСР от 05.12.1929 г.
Валка леса в этот период, как уже отмечалось выше, осуществлялась, в основном, вручную. На лесозаготовках широко применялись двуручные пилы производства Златоустовского завода и Горьковского завода «Металлист». Вместе с тем многие лесные предприятия, особенно на севере, вплоть до 1932-1933 годов пользовались шведскими двуручными пилами фирмы Сандвикен и фирмы Викинг. Кроме того, в страну было ввезено большое количество пружинных пил «Компис», выпускавшихся также шведской фирмой Сандвикен. Однако эти пилы не нашли одобрения лесозаготовителей.
В период 1932-1940 г.г. в России был осуществлен переход на работу лучковыми пилами и пилами «Кроскот».
Первые попытки механизировать процесс валки деревьев с помощью передвижных пил относятся к концу XIX века. В качестве силовой установки использовались двигатели внутреннего сгорания, электрические и паровые машины. Рабочим органом были полосовые пилы, копировавшие принцип возвратно-поступательного движения ручных поперечных пил. Однако эти пилы вследствие большой массы и размеров (100 кг и более) не получили распространения. В начале XX века, перед второй мировой войной, были разработаны более легкие переносные моторные пилы. Первые образцы переносных моторных пил были созданы в 1920 – 1925 гг. в Германии и Чехословакии. В качестве силовой установки применялись двигатели внутреннего сгорания и электродвигатели. Мощность таких пил не превышала 3,5 – 5л.с. (2,6 ... 3,7 кВт) при массе 40–55 кг. Обслуживались такие пилы двумя рабочими. Серийное производство первых отечественных моторных пил МП–300 началось значительно позже в 1932 – 1934 гг.
В 1935 году был начат серийный выпуск бензиномоторной пилы МП-220 (разработчики институт ЦНИИМЭ и Архангельский лесотехнический институт)*. Пила имела также значительную массу (31 кг) и обслуживалась двумя рабочими. Следует заметить, что в это же время была принята к производству пила с электроприводом ПЭП-3 массой 38 кг. Несмотря на то, что отечественные моторные пилы имели несколько меньшую массу по сравнению с зарубежными, тем не менее, масса пилы в 30–38 кг была также непосильна для одного рабочего. Переход на консольную пилу (1939 – 1940 гг.) позволил снизить ее массу до 16 – 20 кг. Однако отечественная промышленность не могла в достаточном объеме удовлетворить потребности лесозаготовителей в моторных пилах, вплоть до начала пятидесятых годов. Поэтому валка и раскряжевка производились в эти годы в основном лучковыми пилами.
Вывозка заготовленной древесины осуществлялась лошадьми. Из-за плохого качества снежных дорог и бездорожья рейсовые нагрузки были невелики.
Первые улучшенные снежные лесовозные дороги начали строиться в 1926 – 27 гг. Вслед за ними начали строить и конно-ледяные дороги. Все это позволило в 2-3 раза увеличить нагрузку на рейс. Использование ледяных дорог вызвало необходимость выделения в особую операцию подтаскивания леса к дороге, для чего использовали специализированные подсанки. По существу, это и было рождением современной трелевки.
Вначале более быстрыми темпами происходил процесс механизации вывозки леса. Одновременно с освоением конных ледяных дорог начали использовать ледяные дороги с механической (тракторной) тягой. Первые такие опыты проводились в тресте «Северолес». Здесь, в ноябре 1927 года, по Ижемской и Югорской трассам впервые прошли тракторные поезда [6]. Уже к концу 1932 года лесная промышленность имела более 600 км тракторно-ледяных дорог. За этими дорогами было закреплено 994 трактора. Использование трактора на лесозаготовительных работах сразу же было признано весьма эффективным, но процесс механизации вывозки сдерживался нехваткой отечественных машин.
В 1931 году начали работать пластинчато–лежневые (деревянные) дороги, построенные для вывозки леса весной, летом и осенью.
Трелевка леса, выделившаяся в отдельную и необходимую операцию, оставалась в первые годы гужевой. Однако шел энергичный поиск способов механизированной трелевки.
Первые опыты по трелевке леса тракторами в СССР были проведены институтом ЦНИИМЭ в 1933 году. Несмотря на то, что сельскохозяйственные тракторы и тракторы общего назначения были не приспособлены к условиям эксплуатации в лесу, а также не имели специального технологического оборудования (в качестве прицепных приспособлений использовали цепи и чокеры), тем не менее их использование позволило значительно повысить производительность труда. Уже в 1933 – 1934 гг. на многих предприятиях впервые была осуществлена в производственных условиях
трелевка хлыстов волоком трактором С–60 Челябинского завода.* Одновременно использование достаточно мощных тракторов на трелевке выявило и ряд существенных недостатков. Перемещение пачки хлыстов или сортиментов волоком быстро разрушало поверхность дороги, из-за большого сопротивления волочащейся пачки рейсовая нагрузка была небольшой.
Попытки устранения этих недостатков шли в направлении применения конусов (конусы надевались на комли хлыстов) и пэнов (поддонов).
Параллельно внедрению тракторной трелевки проводились исследования по использованию лебедочно-канатной трелевки как наземной, так и полувоздушной.
Таким образом, в 30-е годы на первый план вышла проблема механизации лесозаготовок и, в частности, механизация процесса трелевки. В лесозаготовительную отрасль начали поступать мощные гусеничные тракторы Челябинского завода вначале С-60 (рис. 1.1), а затем С-65 с дизельным двигателем (1936–1937 гг.) и, позже, с газогенераторным – СГ-65 (1938 г.)* – рис. 1.2.
В табл. 1.1 приведены краткие технические характеристики машин. Эти машины на различных работах в лесу оказались значительно более эффективными по сравнению с зарубежными, особенно на вывозке. Это было признано и за рубежом. Трактор С-65 демонстрировался на международной выставке «Искусство и техника в современной жизни» в Париже (1937 г.) и был удостоен Высшей награды. В 1940 году на вывозке леса эксплуатировалось 2,6 тыс. тракторов, 5,9 тыс. автомобилей и 355 паровозов и мотовозов.
Уровень механизации вывозки достигал 32,8 процентов, в то время как трелевка отставала, (она была механизирована всего на 5,6 %), а валка и погрузка велись вручную. Следует отметить, что в 1940 году наша страна вышла на первое место в мире по производству гусеничных тракторов.
Тракторный парк страны насчитывал 531 тыс. единиц.
Т а б л и ц а 1.1
Дата добавления: 2015-09-02; просмотров: 752;