Художественная ковка в романском стиле
В период средневековья X-XII века зарождается Романский стиль в архитектуре и художественной ковке. В романский период в Европе начинается строительство прекрасных замков, уникальных церквей и больших соборов. Здания периода средневековья имели суровую архитектуру, которая была связана с крепостным характером жизни общества. Разнообразные росписи, выразительные рельефы с полусказочными сюжетами, с изображением животных или растительных элементов. Все это нашло отражение и в художественной ковке. Детали интерьера из металла, кованная мебель, различные кованные изделия декоративно-прикладного характера отражали суровость и примитивизм простой людской жизни.
То, что в романский период художественная ковка достигает высокого уровня, было связано прежде всего со строгими цеховыми рамками. Все несло в себе простоту и мощь: мощные кованые скобы и накладки скрепляли привычные дубовые сундуки, в которых хранилась одежда и утварь. Окованные двери с одной стороны, украшали соборы и замки, а с другой несли в себе защитные функции – железо защищало дерево от быстрого износа. Красивые кованные из железа и других материалов массивные решетки, состоящие из мощных вертикальных стержней, прежде всего охраняли территорию церквей и соборов.
Образцы романского стиля художественной ковки можно увидеть в Швеции, на дверях церкви города Рогслоза – это прекрасные кованые украшения со сценами охоты. Примеры оковки дверей в виде завитков и полумесяцев можно посмотреть во Франции в монастырской церкви Понтиньи и в Великобритании в соборе г. Дарема.
Художественная ковка в готическом стиле
Начиная с середины XII века в искусстве появляется новое направление в архитектуре и художественной ковке - готика. Многие из Вас, когда слышат слово «готика» представляют себе устремленный в небо собор со стрельчатыми арками и окнами, разноцветными витражами и маленькими ажурными башенками. Именно городской собор был ведущим архитектурным сооружением в период готики. Несмотря на грандиозность готических зданий в их облике чувствуется ощущение легкости и невесомости, так как все здание собора от основания до макушек башенок пронизано причудливым узором. Цветы, листья дуба, винограда – все это органично сплеталось в сложном орнаменте кованных изделий. Считается, что готический стиль олицетворяет новые духовные устремления человека, расширяет интерес к природе и реальному миру. Рисунок орнамента готического стиля был очень выразителен. Кузнецы подобно архитекторам и скульпторам широко использовали элементы готики в своей работе. Например, в больших и малых соборных кованных решеток, кованных ворот, козырьков подъездов, оконных решеток. Прорезные трилистники, четырехлопастные розетки, лилии, крестоцветы, стилизованные листья аканта – это далеко не весь ассортимент мастера, который как будто бы вплетал эти элементы в геометрический ажурный орнамент. Интересны характерные черты стиля Готика в художественной ковке оград и лестничных ограждений. Каждый пруток ограды завершался стрелой, что часто используется и в наше время, а у основания ограды всегда присутствовали крестовидные четырехконтурные формы. С большим трепетом и высоким мастерством изготовлялись оковки для дверей и кованные детали интерьера. Даже для открывания дверей изготавливали специальные круглые рукоятки с замысловатым растительным орнаментом. Эти рукоятки также служили и для стука в дверь.
В период готики мастерство кузнецов поднялось очень высоко. По всей Европе можно найти образцы готического стиля. Парижский кафедральный собор Нотр-Дам является шедевром мирового готического искусства не только с точки зрения архитектуры. Он интересен примером высокохудожественной ковки - вязь из виноградных листьев в кованом декоре дверей собора Парижской богоматери поражает своей красотой и тонкостью работы.
Фасад Собора Нотр-Даме-де-Пари
(в центральном ярусе – ажурное окно-роза ~ 10 м)
Примером поздней готики может служить оформление ворот в Ватикане (см. фото).
Фрагмент ворот в Ватикане
В лондонском музее Виктории и Альберта можно увидеть интересные фигурные оковки дверей из церкви французского города Ганна, подобную же работу Вы можете найти и в Германии в церкви св. Елизаветы в Марбурге. Целых одиннадцать панно с различными мотивами на тему виноградной лозы сохранились в Англии в кованной ограде гробницы Элеоноры Кастильской в церкви Вестминстерского аббатства и в кованных ограждениях хора в Кентерберийском соборе. В Испании примеры готического стиля можно найти в провинции Каталония, где сохранилось множество интересных кованных решеток в церквях и соборах. С богатейшей коллекцией ключей, дверных молотков и замков той эпохи можно познакомиться во Франции в Руанском музее. Как Вы видите, готический стиль был широко распространен по всей Европе и быстро вошел в моду. В России готика имела свои особенности, так как строгость линий, суровость и простота форм в оградах, воротах, лестничных ограждениях не соответствовала русским традициям и русскому характеру. Не все знают, что активно пропагандировал в России готический стиль Н.В.Гоголь, так как ему была близка мистическая философия готики.
Так в московской готике характерными изделиями художественной ковки считаются кованные ворота и лестничные ограждения колокольни Высоко-Петровского монастыря на Петровке 28. Здесь Вы можете найти все признаки готического стиля. Во-первых, на воротах Вы сразу увидите стрельчатые арки. Во-вторых, ворота и лестничные ограждения украшены многолепестковыми цветами. В-третьих, кованные лестничные ограждения оформлены узорными панелями. Однако маленькая тонкость – наши мастера внесли привычные народные мотивы гнутых и закрученных в спирали полос железа в лестничные ограждения и в округлое заполнение панелей ворот. Множество подобных кованых ворот, оград и лестничных ограждений, созданных в псевдоготическом стиле, можно увидеть по всей Москве.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 2829;