Историко-философское направление сравнительного правоведения в Германии.
В Германии сравнительное правоведение зародилось первоначально как сравнительно-историческое. Многие под термином «сравнительное правоведение» понимали всеобщую сравнительную историю права. Основанием для этого служила позиция исторической школы права, которая действительно широко использовала сопоставление разных правовых систем.
Тезисы немецкой исторической школы права (Савиньи) XIX в.:
1. Право возникает из «народного духа» в результате спонтанного развития.
2. Правовое развитие народов идет различными, непохожими друг на друга, путями.
3. Правовое развитие, порожденное французской революцией, вовсе не обязательно для других стран.
4. Цель – не сравнение, а противопоставление.
5. Право настолько связано с развитием данной нации и народа, что оно не может быть использовано другим народом.
6. Любое правовое заимствование не может не вступить в противоречие с собственным «народным духом».
Такие тезисы уводили историческую школу права от сравнительного правоведения.
Позициям исторической школы права противостояли два течения:
Первое основывалось на кантианских идеях (Фейербах);
второе - южнонемецкая школа права (тяготела к Гегелю).
Они выступали за развитие сравнительного права (Э. Ганс, Пост, Колер, Миттермайер). Для данных направлений характерно:
1) Либеральный и космополитический дух, реформаторские и новаторские тенденции;
2) рассматривали иностранное право как инструмент улучшения законодательным путем национального права;
3) обращались к изучению истории права всех народов, чтобы полученные в результате сравнения данные свести воедино;
4) история права каждой нации – это определенная стадия в общем, универсальном развитии права (Э. Ганс);
5) ориентация сравнительного права на удовлетворение практических потребностей (Миттермайер);
6) направленность на выявление сходства и параллелизма в развитии права, ибо такое развитие было подчинено действию общих для всего человечества закономерностей (Пост, Колер).
Различия и несходства отрабатывались как случайные, само общественное развитие понималось как однолинейный процесс.
А. Фейербах выступал одновременно против национализма исторической школы права и против универсализма естественно-правовой доктрины. Он утверждал, что ни один народ не следует рассматривать исключительно под углом зрения его индивидуальности, и, соответственно, право любого народа должно считаться составной частью общей панорамы.
А. Фейербах создал проект Баварского уголовного кодекса, который на протяжении XIX в. служил моделью для законодателей, как в Германии, так и в других странах.
Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 2656;