Однако разумные души представляют собой вместе с тем отображения самого Божества, или самого Творца природы.
В каждой монаде в потенциале свёрнута целая Вселенная.
Лейбниц причудливо комбинирует атомизм Демокрита с различием актуального и потенциального у Аристотеля.
Жизнь появляется тогда, когда атомы пробуждаются. Эти же монады могут достигать уровня самосознания (апперцепции).
Разум человека — это тоже монада, а привычные атомы — это спящие монады. Монада обладает двумя характеристиками — стремлением и восприятием.
Лейбниц делает утверждение, что пространство и время субъективны — это способы восприятия, свойственные монадам.
В этом Лейбниц повлиял на Иммануила Канта, в философской системе которого время рассматривается как априорная, то есть доопытная форма чувственного созерцания.
Лейбниц, раскрывая содержание понятия времени, использовал термин «феномен»;
он объяснял, что пространство и время не реальности, существующие сами по себе, а феномены, вытекающие из существования других реальностей; согласно Лейбницу,
пространство представляет собой порядок размещения тел, то, посредством чего они, сосуществуя, обретают определённое местоположение относительно друг друга;
время представляет собой аналогичный порядок, который относится уже к последовательности тел, и что если бы не было живых созданий, пространство и время остались бы только в идеях Бога.
План семинарского занятия
1. Разработка методов научного исследования в философии XVII в.
2. Проблема достоверности знания: эмпиризм и рационализм.
3. Проблема субстанции в философии XVII в.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 708;