Проблема субстанции в философии XVII в.
Учение Декарта развил Спиноза (1632 - 1677), противопоставив дуализму Декарта принцип монизма.
Приложение 4 к теме 2.5. Бенедикт (Барух) Спиноза.
Согласно Спинозе, существует только единая, находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя, и она не нуждается в иных причинах.
Если Декарт начинает с «Я», то Спиноза – с объективной реальности. Понимать вещь – значит видеть за ее индивидуальностью универсальное, идти от модуса к субстанции.
Спиноза – пантеист: бесконечную природу отождествляет с Богом. В делах науки и философии пантеизм есть отход от абсолютного, Бога, творящего все Сущее, в том числе природу. Так в философии Спинозы природа получает относительную самостоятельность.
В этике Спинозы есть его известный тезис: «Свобода – есть познанная необходимость», но он не отражает реальной морально-правовой свободы в обществе, которая предполагает альтернативу. Это показало последующее развитие общества.
Философские взгляды Гоббса (1588 - 1679) базируются на чисто механическом принципе: реальны только тела, а их атрибуты – величина, движение и свойства – субъективны.
Теорию познания Гоббс строит на принципах сенсуализма: содержание знаний выводится из деятельности органов чувств и сводится к сумме элементов чувственных данных. Сенсуализм считает, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью. Гоббс отрицает свободу воли, придерживаясь жесткого фатализма и отождествляя волю с природной силой. Учение о теле, учение о человеке и учение о гражданине – вот предмет философии Гоббса.
Приложение 5 к теме 2.5. Томас Гоббс.
Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени.
В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное.
Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще.
Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением.
Движение понимается как механистическое — как перемещение.
Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения.
Гоббс различал два метода познания:
- логическую дедукцию рационалистической «механики» и
- индукцию эмпирической «физики».
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 809;