Эмпиризм философии XVII в.
Тема 6. (2.5.) ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
План лекции
Эмпиризм философии XVII в.
Рационализм философии XVII в.
Проблема субстанции в философии XVII в.
Краткое содержание
Эмпиризм философии XVII в.
Развитие науки XVII в. и социальные преобразования, связанные с переходом к индивидуально-промышленной технологии и ослаблением влияния церкви, вызвало новую ориентацию философии.
Если в средние века она выступала в союзе с христианской теологией, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманистическими тенденциями, то теперь философия опирается главным образом на науку.
В силу особой значимости физики и математики абстрагироваться от их влияния на философию XVII в. невозможно.
В возникновение новой естественнонаучной картины мира внесли огромный вклад Галилей и Ньютон.
Галилей прославился своими физическими экспериментами и астрономическими наблюдениями.
Но философски содержательными явились его теоретические исследования, в первую очередь классический принцип относительности (1636).
Приложение 1 к теме 2.5. Галилео Галилей.
Опытами нельзя определить, покоится ли инерциальная система отсчета или движется равномерно и прямолинейно. Законы механики одинаковы, ибо все инерциальные системы отсчета физически равноправны.
В философии XVII в. возникают два направления – эмпиризм и рационализм.
Родоначальником эмпиризма является английский философ Ф. Бэкон (1561 - 1626). В своих исследованиях он вступил на путь эксперимента и обратил внимание на его исключительную значимость для обнаружения истины.
Приложение 2 к теме 2.5. Фрэнсис Бэкон.
Фрэнсис Бэкон(англ. Francis Bacon, 1st Viscount St Albans); 22 января 1561 — 9 апреля 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584 году в возрасте 23 лет был избран в парламент. С 1617 года лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 году привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей.
В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.
Ф.Бэкон уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству.
Наука - средство, а не цель сама по себе.
Человек же - властелин природы, таков лейтмотив философии Бекона. “Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом”. Ф.Бэкон. Новый органон// Антология мировой философии. Т. М., 1970, с. 194
Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм “ЗНАНИЕ - СИЛА!”, в нем можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона.
Благодаря ему, по-новому понимается отношение ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА, которое трансформируется в отношение СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТ, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне, мы все ощущаем на себе влияние идей Бэкона.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1153;