Все вместе эти добродетели составляют справедливость.
Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.
Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии.
Только мир идей обладает действительным существованием. А чувственный мир оказывается при этом производным, вторичным. Идеальный мир Платона напоминает умопостигаемое Единое Парменида, но отличается от последнего многообразием форм.
Следует иметь в виду, что мир идей Платон противопоставляет не чувственно данному миру, а небытию, недействительности, с чем и отождествляется материя как таковая. Данный нам мир лежит посредине между миром идей и материей, ведь он состоит из вещей, в которых воплощены идеи, и которые тем самым извлечены из небытия.
То есть материя становится в таком понимании некоторым отрицательным принципом в отношении к миру идей. В организацию идеального мира Платон вносит сильный этический элемент: идеи организованы в соответствии со своей причастностью к идее блага.
Тройственную структуру Платона: мир идей, чувственный мир, материя Аристотель (384 - 322 до н. э.) заменяет двойственной – форма и материя.
Приложение 9 к теме 2.2. Аристотель.
Аристотель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
Аристотель разделял философию на три части – теоретическую, практическую и творческую, а инструментом, с помощью которого ведется исследование, является логика (орудие, инструмент).
Теоретическая философия имеет дело с истиной и целью ее является знание ради самого познания, потому она свободна и «бескорыстна», в отличие от практической философии, нацеленной на совершение добродетельных поступков и оперирующей не с понятиями истина – ложь, а с понятиями добро – зло.
Целью творческой философии является творчество (сюда Аристотель относил в первую очередь искусство словесное – риторику и поэтику).
Теоретическую философию составляют три дисциплины:
- физика,
- математика и
- первая философия (или теология).
Данное деление соответствует делению сущностей, изучаемых каждой из этих наук:
- физика изучает телесные самостоятельные, но изменяющиеся сущности,
- математика изучает мыслимые, неподвижные, вечные, но несамостоятельно существующие сущности,
- первая же философия изучает мыслимые, неподвижные и самостоятельные сущности.
Логическое учение Аристотеля последовательно рассматривает
- отдельное имя (Категории),
- суждение как связь имен (Герменевтика),
- доказательство как особая связь суждений (Аналитики – научная силлогистика, Софистические опровержения – диалектическая силлогистика).
Аристотель определяет десять основных категорий (предикатов), с помощью которых происходит описание и выяснение смысла предмета:
- сущность,
- количество,
- качество,
- место,
- время,
- отношение,
- состояние,
- обладание,
- действие,
- страдание.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 974;