Культуру можно рассматривать как осуществление и раскрытие некоторой ценности, конкретного смысла.
Есть такие виды деятельности, которые не содержат в себе священного смысла, не вызывают горения человеческого духа. В таком случае правильно говорить не о творении, а о повторном воспроизведении однажды найденного, воплощенного в чем- то конкретном. В нашем примере: идея плуга и ее переработка — культура, а сам плуг — цивилизация. Разумеется, такое разграничение, повторим еще раз, условно, но в научном плане оно предельно важно для определения культуры.
Деятельность человека многообразна. Но далеко не всегда человеческая активность сопряжена с прорывом в области духа.
«Вторая природа» включает в себя и акты простого воспроизведения, копирования. Работник, который изобрел колесо, — творец культуры; работник же, прилаживающий колесо на оси (тоже изобретенной кем-то) — человек цивилизации. Так обнаруживает себя проблема, которая в XX в. получила название «проблема, культуры и цивилизации», при этом цивилизация определяется как, условно говоря, вещественное воплощение культуры.
Один из исследователей поясняет данную мысль таким примером. Можно перевести дикаря-людоеда в наше время. Он быстро научится жить в современном обществе, пользоваться телевизором, компьютером, автомобилем. Но в своих глубинных проявлениях он останется человеком другой — архаической — культуры, людоедской...
В человеке заложена инстинктивная программа, но в отличие от других живых существ он имеет и социальную программу. Инстинкт подсказывает, что надо делать. Муравей вступает в бой, несет пушинку, воспроизводит потомство. Но он делает это не сознательно, а повинуясь инстинкту. В процессе эволюции у человека инстинкт перестал играть решающую роль в его приспособлении к природе.
Человек пытается реализовать не только побуждения, по сути своей инстинктивные. В этом смысле культура выступает как продукт открытой, незавершенной человеческой природы. Перевоплотить свою недостаточность для существования в природном мире, человек обратился к творческой, свободной деятельности.
Вот почему с данной точки зрения культура предстает как совокупность смыслов и ценностей, рожденных творческой активностью человека.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 761;