Джулиан Роттер. Теория социального научения.Локус контроля.

Альберт Бандура (1925-).

Начиная примерно с шестидесятых годов в психологии сформирова­лась тенденция освобождения бихевиоризма от «ограничивающих пут, бо­лее гибкого подхода к понятию когнитивных процессов. В настоящее время сознание в полной мере вернулось в психоло­гию.

Бандура получил степень доктора философии в университете штата Айова в 1952 году и поступил на факультет Стэнфордского универ ситета. Еще в начале шестидесятых годов он предложил свою версию бихевиоризма, которую исходно определил как социальный бихевиоризм, а позднее назвал социальной когнитивной теорией .

Косвенное подкрепление — введенное Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдений за поведением других людей и за последствиями этого поведения, а не на основе лично полученного подкрепления.

Социальная когнитивная теория Бандуры является менее экстре­мальной формой бихевиоризма, чем бихевиоризм Скиннера; она отра­жает возобновление интереса психологии к когнитивным факторам. Он подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепле­ния таких установок, как вера, ожидания, инструкции. Согласно Банду­ре, поведенческая реакция не включается автоматически внешним раз­дражителем, как это происходит у роботов или машин. Напротив, реак­ции на раздражители являются самоактивизирующимися. Человек со­знательно воспринимает положительное подкрепление, он предвидит его получение в случае соответствующего поведения.

Несмотря на то, что Бандура соглашается со Скиннером, что чело­веческое поведение можно модифицировать посредством подкрепления, он также верит в то — и даже доказывает это эмпирическим путем, — что человек может освоить практически все виды поведения без непос­редственного получения какого-либо подкрепления.

Нам далеко не всегда требуется подкрепление; мы можем учиться на чужом опыте, посредством косвенного подкрепления, наблюдая за поведением других людей и последствиями этого поведения.

Такая способность обучаться на примерах и на основе косвенного подкрепления предполагает, что человек обладает способностью прогнозировать и оценивать последствия того, что он наблюдал у других людей, что* еще не пережито им на личном опыте. Мы можем регулировать и направлять наше собственное поведение, представляя или воображая себе еще не пережитые его последствия. Бандура полагает, что связь между стимулом и реакцией, поведением и подкреплением не прямая, как это предусматривается системой Скиннера. Он вводит понятие промежуточного механизма между стимулом и реакцией, этим механиз­мом являются когнитивные процессы личности.

Таким образом, когнитивные процессы играют важнейшую роль в социальной когнитивной теории, их рассматривание является основным отличием взглядов Бандуры от системы Скиннера. Как полагает Бан­дура, не сама по себе схема подкрепления является эффективным фак­тором модификации поведения, а то, что именно человек думает об этой схеме подкрепления. Вместо того, чтобы учиться на собственном опыте полученных подкреплений, мы учимся при помощи моделирования, на­блюдая за другими людьми и примеривая на себя их модели поведе­ния. Согласно взглядам Скиннера, тот, кто контролирует подкрепление, контролирует и поведение. Согласно взглядам Бандуры, тот, кто конт­ролирует «модели» в обществе, контролирует и поведение.

Подход Бандуры получил название теории социального научения, поскольку он занимается изучением поведения на уровне его формиро­вания и модифицирования в социальных ситуациях. Бандура критико­вал исследования Скиннера, который использовал только отдельные виды подопытных животных, в основном крыс и голубей, а не людей, взаимодействующих друг с другом. Лишь немногие люди проживают в условиях полной социальной изоляции. Бандура утверждал, что не сто­ит ожидать новых научных открытий в психологии, если будет игнориро­ваться изучение социального взаимодействия, столь характерного для современного мира.

Бандура провел серьезные исследования такого понятия, как эф­фективность личности, которую он описал как чувства самоуважения и собственного достоинства, адекватность и проявление умения решать жизненные проблемы. Его работа показала, что люди, обладающие высокой личной эффективностью, считают, что они в состо­янии справиться с неблагоприятными событиями и обстоятельствами жизни. Они ожидают от себя способности преодолевать препятствия. Они сами ищут испытаний, усложняют свои задачи и в своем стремлении к успеху поддерживают высокий уровень уверенности в своих силах.

Напротив, люди с низкой личной эффективностью при столкнове­нии с различными жизненными ситуациями чувствуют свою беспомощ­ность; они считают, что у них слишком мало или совсем нет сил для того, чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию. Если они7 наталкиваются на проблему или препятствие, и первая попытка преодоления не увенчи­вается успехом, то они быстро отказываются от дальнейших попыток. Такие люди уверены в том, что от них ничего не зависит.

Эффективность личности — чувство самоуважения, самооценки и компетентности личности при решении жизненных проблем.

Исследования показали, что представления, связанные с эффективно­стью личности, оказывают существенное влияние на многие стороны чело­веческой деятельности. Люди с высокой личной эффективностью рассмат­ривают больше вариантов выбора карьеры и чаще добиваются успеха; они получают более высокие оценки при обучении, ставят перед собой более высокие цели и в целом обладают лучшим физическим и душевным здоро­вьем, чем люди с низкой личной эффективностью. В общем случае, мужчи­ны действуют с более высокой эффективностью, чем женщины. И у муж­чин, и у женщин личная эффективность достигает максимального уровня в середине жизни и постепенно снижается после шестидесяти лет.

Модификация поведения.Подобно Скиннеру, Бандура сосредоточил свое внимание на внешних проявлениях ненормальности — то есть на поведении — а не на предпо­лагаемых внутренних сознательных или подсознательных конфликтах. Лечение симптомов, по Бандуре, является одновременно и лечением самого расстройства, поскольку симптом и заболевание считаются единым целым.

При модификации поведения используется моделирование: испы­туемые должны наблюдать за моделью в таких ситуациях, которые кажутся им пугающими или провоцируют у них чувство тревоги. На­пример, дети, которые боятся собак, наблюдают, как ребенок такого же возраста подходит к собаке и начинает играть с ней. С безопасного расстояния эти дети видят, как их сверстник постепенно приближается к собаке, гладит собаку сквозь прутья и наконец входит внутрь манежа и весело играет с ней. В результате такого обучения на наглядном при­мере страх, вызываемый у ребенка собакой, будет значительно ослаблен.

Методы бихевиоральной терапии, разработанные Бандурой, широко применяются в клинической практике, в бизнесе, в сфере образования. Они получили подтверждение в сотнях экспериментальных исследований. Эти методы доказали свою эффективность при избавлении от различных фо­бий — страхов перед змеями, замкнутыми пространствами, открытыми про­странствами, высотой. Кроме того, они полезны при лечении навязчивых неврозов, сексуальных дисфункций, некоторых форм тревожных состояний, а также способствуют повышению эффективности личности.

 

Джулиан Роттер (род. в1916)

 

Джулиан Роттер родился в Бруклине, в Нью-Йорке, и еще в шко­ле начал читать книги Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера по пси­хоанализу. Тогда же он сказал себе, что хочет стать психологом. В это время он и познакомился с Адлером и в конце концов переключился на психологию — даже несмотря на то, что ясно сознавал непрактичность этого выбора. После того как Роттер получил степень доктора философии в уни­верситете штата Индиана в 1941 году, он нашел работу только в госу­дарственной психиатрической больнице в штате Коннектикут. Во вре­мя второй мировой войны он работал психологом в армии США, до 1963 года преподавал в университете штата Огайо, а затем перешел в университет штата Коннектикут.

Когнитивные процессы. Роттер был первым, кто применил термин «теория социального научения». Он разработал когнитивный подход в би­хевиоризме, в котором так же, как и в подходе Бандуры, подразумева­лось существование внутренних субъективных переживаний. Роттер полагает, что все мы восприни­маем себя существами, обладающими сознанием, способными влиять на те переживания, которые воздействуют на нашу жизнь. И внешние раздражители, и обеспечиваемое ими подкрепление могут оказывать влияние на человеческое поведение, но сущность и степень этого влия­ния определяются когнитивными факторами.

При проведении анализа человеческого поведения Роттер отмечает следующие моменты:

1. Мы располагаем субъективными предположениями относитель­но результата нашего поведения в терминах количества и качества подкрепления, которое может за этим поведением последовать.

2. Мы примерно оцениваем вероятность того, что поведение определенного рода приведет к получению определенного подкрепления, и на основании этих оценок корректируем свое поведение.

3. Мы присваиваем различным подкреплениям различные степени важности и оцениваем их относительную «стоимость» в различных ситуациях.

4. Поскольку мы функционируем в различных психологических средах, которые являются уникальными для нас как для индивидов, то очевидно, что одни и те же подкрепления могут оказывать на разных людей различное воздействие.

Таким образом, согласно Роттеру, наши субъективные пережива­ния и ожидания, которые являются внутренними когнитивными состо­яниями, и определяют, какое влияние окажут на нас внешние факторы.

Локус контроля.Теория социального научения Роттера также имеет дело с нашими представлениями об источниках подкрепления. Исследования Роттера показали, что некоторые люди верят, что подкрепление зависит от их поведения; про таких людей говорят, что у них имеется внутренний локус контроля. Другие верят, что подкрепление определяется только внешними факторами; эти люди имеют внешний локус контроля.

Эти два источника контроля приводят в различным воздействиям на поведение. Для людей с внешним локусом контроля их собственные способности или действия не имеют особого значения с точки зрения получения подкрепления, а потому они прилагают самые минимальные усилия или вообще не пытаются изменить ситуацию. Люди с внутрен­ним локусом контроля несут ответственность за свою жизнь и действу­ют в соответствии с этим.

Исследования Роттера показали, что люди с внутренним локусом контроля оказываются более здоровыми физически и душевно, чем люди с внешним. У людей с внутренним локусом контроля в общем случае более низкое артериальное давление, реже случаются сердечно-сосудис­тые заболевания, ниже уровень тревожности и депрессии. Они получают лучшие оценки при обучении и считают, что в жизни у них имеется более широкий выбор возможностей. Они обладают хорошими социальными навыками, пользуются популярностью и имеют более высокий уровень самооценки, чем люди с внешним локусом контроля. Студенты высших учебных заведений, к примеру, оказываются людьми с ориентацией в большей степени на внутренний локус контроля, чем на внешний.

Кроме того, работы Роттера предполагают, что локус контроля лич­ности закладывается в детстве на основе того, как родители или воспи­татели обращаются с ребенком. Оказалось, что родителей людей с внутренним локусом контроля чаще можно назвать помощниками сво­им детям, щедрыми на похвалу за достижения (что обеспечивает поло­жительное подкрепление), последовательными в своих требованиях к дисциплине и не авторитарными во взаимоотношениях.

 

Вопросы:








Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1402;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.