ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧЕРТЕЖЕ
Чертеж - изображение, выполненное в соответствии с правилами начертательной геометрии и с применением чертежных инструментов. Такой характер архитектурного чертежа формировался в период с XIII по XVI в. Его отличие от других видов графического изображения состояло в том, что контуры изображаемых предметов ограничивались линиями, вычерченными по линейке и шаблонам с помощью заточенного гусиного пера, затем металлического пера с регулируемой толщиной линии (рейсфедера) и, наконец, с помощью набора инструментов - циркулей, рейсфедеров и пр.
Чертежи этого периода отличались ярко выраженной архитектурной спецификой, которая заключалась в том, что автор сознательно или невольно подчеркивал тектонику изображаемой формы, ее конструкцию и положение в пространстве. Этот феномен объясняется бытовавшей тогда системой подготовки и воспитания специалистов. В крупных европейских государствах существовали школы, занятые совместной подготовкой архитекторов, инженеров, оружейников, кораблестроителей. Черчение и рисование для всех специальностей преподавали одни и те же педагоги. Исполнение проектов различных зданий, сооружений и механизмов осуществлялось по единой методике и именовалось "архитектурой зданий", "архитектурой морских судов" и т.д.
Процесс проектирования любого предмета напоминал архитектурный проект, так как необходимо было не только спроектировать объект с определенным функциональным и конструктивным содержанием, но и в полном единстве с его тектоникой создать декор артиллерийского орудия, корабля, здания, механизма. Чертеж служил рабочим документом, по которому можно было изготовить данный объект, и одновременно "картиной", с помощью которой заказчику объяснялась авторская идея.
1. Ортогональный (прямоугольный) от "ортос" - "прямой угол" (древнегреческий).
Ортогональный чертеж, который еще известен как "метод параллельного проецирования" Гаспара Монжа, есть изображение предмета, отдельные виды которого (план, фасад, боковой вид) параллельно спроецированы на две (или три) взаимно перпендикулярные плоскости. Это самый точный и рациональный метод изображений предмета на плоскости, на котором основана вся система современного проекционного черчения. Примером точного изображения сложной формы в чертеже может служить чертеж Ф.Чапмена с изображением криволинейной формы корпуса парусника в трех проекциях.
Ортогональный чертеж в архитектурной графике является самой распространенной формой сообщения информации об архитектурном объекте, которая позволяет не только достоверно передать в изображении геометрические параметры формы, но и путем масштабных преобразований соотнести ее изображение с истинными размерами предмета.Традиционно архитектурные ортогональные чертежи по своему содержанию подразделяются на следующие разновидности.
Чертеж фасада - фронтальное ортогональное изображение проекций фасадов здания. Обычно под этим названием повсеместно подразумевается чертеж главного фасада сооружения, если же изображаются другие его фасады, то они сопровождаются разъяснением - "боковой фасад", "задний фасад" или "северный фасад", "южный фасад" и т.д.
Фасады изображаются в масштабах 1:200; 1:100; 1:50; 1:25. Фасады зданий вычерчиваются в такой графической технике, которая убедительно отражает пластический характер архитектурного сооружения. Так, если форма здания проста по своим геометрическим, то фасады изображаются в линейной графике с фрагментарным применением тона. Сложная пластически богатая форма фасадов здания изображается в технике линейной графики с применением штриховки или в технике тушевой отмывки. Силуэт здания, его компактные или вытянутые пропорции отражаются на композиции чертежей фасадов. Вертикальная композиция здания изображается на вытянутом по вертикали чертеже. Горизонтальная композиция здания, комплекса зданий (так называемая "ленточка") изображается на чертежах вытянутых по горизонтали.
Иногда обстоятельства диктуют необходимость изображения не всего фасада здания, а его фрагмента. Правила изображения фрагмента аналогичны правилам построения в чертеже проекции фасада здания.
Чертеж плана - условное ортогональное изображение разреза здания, рассеченного по горизонтали прозрачной секущей плоскостью при взгляде на него сверху вниз (план) или снизу вверх (плафон). Условная плоскость рассекает здание таким образом, что на чертежных изображениях плана показаны не только сечения несущих конструкций и перегородок, но и сечения по окнам, дверям, вентиляционным каналам и шахтам, сантехническим панелям и т.д.
Границы рассечения массивов конструктивных элементов обводятся толстыми, разрезными линиями с возможной заливкой плоскости сечения черной тушью или тоном. Видимые, но не рассекаемые в плане элементы конструкций и оборудования - - лестницы, "мебель", сантехнические приборы, рисунок замощения полов или рельеф потолка (в плафонах) обводятся тонкими линиями.
Планы зданий вычерчиваются в масштабах 1:200; 1:100; 1:50; 1:25. Пропорции чертежей с изображением планов также зависят от композиционного рисунка плановых проекций здания. В чертежах планов могут применяться изображения сечений несущих конструкций с показом материала (естественного камня, бута, кирпича, бетона, дерева и т.д.), изображение деталей земли, деревьев, камней, горизонталей и т.д. Для выявления рисунка конструкций в плане могут применяться изображения теней, которые отбрасываются на поверхность земли, сечения стен, опор, перегородок и т.д.
Чертеж разреза (разрезом называется деталь (предмет), мысленно рассеченная одной или несколькими условными секущими плоскостями. Сечением называется фигура, полученная в результате рассечения массива детали секущей плоскостью) - фронтальное ортогональное изображение проекций разреза здания, спроецированное на плоскость чертежа. Обычно под этим названием подразумевается ортогональное изображение разреза, полученное сечением, проведенным через наиболее характерные помещения здания. Сечение может проходить через зрительный или спортивный зал (в театре, киноконцертном зале, клубе, спортсооружении и т.д.), через вестибюль" лестничную клетку (шахту), жилые комнаты (в жилых домах, отелях, кемпингах, пансионатах и т.д.), производственные помещения и залы (в аэропортах, вокзалах, промзданиях и т.д.).
В плоскости сечения необитаемых, помещений (чердачных перекрытий, технических этажей и несущих конструкций) может быть показана в виде глухой поверхности, обведенной толстыми разрезными линиями, с возможной заливкой или штриховкой разрезной поверхности. При необходимости в изобразительном поле рассекаемых помещений могут быть изображены конструктивные элементы - фермы, плиты перекрытия, сечения по бетонным плитам, фундаментам, рамам, складкам, балкам, аркам и т.д., причем сечение по массивам конструкций обводится толстой линией или показывается заливкой, а пересекаемые конструктивные элементы обводятся тонкими видимыми линиями.
Тонкими линиями обводятся также все элементы здания, детали оборудования" не попадающие в плоскость разреза.
Пластика интерьера, наружных частей здания может быть показана в технике тушевой отмывки. Проекции разреза (так же как проекции фасада) могут располагаться на чистом листе бумаги" которая в этом случае играет роль нейтральной воздушной среды. Возможен другой вариант, когда за пределами разреза здания графически показываются детали природного или городского окружения.
Применяются такие композиции чертежа, на которых одновременно изображаются фасад и разрез, фасад, разрез и план и т.д. В этом случае центральное положение занимает та проекция здания, которую автор считает наиболее важной, а именно или фасад, или план и т.д. Необходимо помнить, что секущая плоскость проходит обязательно через оконные, дверные проемы, промежутки между несущими опорами и т.д.
Рассекать здание по массиву несущих конструктивных элементов, минуя проемы и продухи - неверно.
Чертежи архитектурных разрезов изображаются в масштабах 1:100; 1:50; 1:25. В учебном проектировании, где цифровое значение масштаба не играет столь важную роль, архитектурные проекции могут в отдельных случаях из композиционных соображений изображаться в масштабах 1:75; 1:40; 1:20; 1:10; 1:5.
Чертеж генерального плана (генплан) - условное ортогональное изображение здания или комплекса зданий и сооружений при взгляде сверху вниз. В генеральном плане показывают ортогональные изображения сечений зданий по цокольным этажам (планы) или проекции сооружений с обозначением очертания его кровли (чертеж кровли). Здание или комплексы зданий графически изображаются на местности с обозначением горизонталей рельефа, транспортных коммуникаций, автостоянок, деталей благоустройства, массивов декоративной или естественной зелени, отдельных деревьев и т.д.
Чертеж генерального плана может выполняться исключительно в линейной графике, когда габариты зданий, дороги, группы деревьев, горизонтали обозначены лишь линиями. Для выявления композиционных особенностей застройки или ее сочетания с ландшафтом возможно применение тональной или цветной графики, когда с помощью штриховой техники, заливки или тушевой отмывки, акварельной покраски выявляются тени и форма зданий, пластика рельефа земли и т.д. Как правило изображение генплана сориентировано по странам света.
Генпланы выполняются в масштабах 1:5000; 1:2000; 1:1000; 1:500; 1:200.
В учебном проектировании, где цифровое значение масштаба не играет такую роль, как в реальном проектировании, возможно изображение генплана в масштабах 1:4000; 1:3000-1:400; 1:250; 1:200.
Чертеж архитектурной детали - условное ортогональное изображение проекций архитектурных деталей, как элементов архитектурной пластики фасадов и интерьеров здания. Правила изображения деталей аналогичные с приемами графического вычерчивания фасадов, планов, разрезов. На чертеже может быть изображена фасадная ортогональная проекция детали, совмещение фасадной проекции с разрезом и планом. Чертежное изображение архитектурной детали особо характерно показом фактуры, текстуры, отделочного материала или материала, из которого изготовлена сама деталь (камня, бетона, металла, дерева и т.д.).
В зависимости от назначения чертежа деталь может изображаться в линейной графике штриховкой и заливкой (в рабочем проектировании), или в технике тушевой отмывки, акварельной покраски и т.д. (иллюстративное изображение детали в увраже, в обмерочных чертежах, для освоения учебной графики и т.д.). Сложная пластическая форма поверхности детали изображается обязательно с выявлением светотеневых контрастов, с построением и графической тушевкой теней.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 2666;