Категориальное определение прогресса.
Категория «прогресса» является частным случаем более общего понятия «развитие». Так, говориться о «прогрессивном» и «регрессивном» развитии. В свою очередь — понятие «развитие» является разновидностью «движения». Движение может быть «направленным» и «хаотическим» (напр. «белым шумом»). Применительно к хаотическому движению понятие «развитие» не применяется, развитием называется «направленное движение». По этой причине, развиваться может «система» т. е. «упорядоченное множество элементов, и устойчивых связей между ними». Таким образом, прогресс есть направленное движение, изменение сложных систем.
Различие прогрессивного и регрессивного развития может быть положено в общем виде, то есть для любых систем, а также — специально для систем социальных, когда речь идёт о «социальном идеале прогресса», в этом случае понятие прогресса должно быть определено особым образом.
В общем виде «прогрессивное развитие» определяется через понятие «негэнтропии», то есть усложнения развивающейся системы. Соответственно - «регрессивное развитие» определяется через понятие «энтропии» то есть упрощение системы, её распад на подсистемы, вплоть до потери системообразующего качества. Таким образом, прогресс есть негэнтропийное (усложняющее) развитие сложных систем, в отличие от энтропийного (упрощающего развития — т. е. регресса.
Применительно к «социальному идеалу прогресса» такое определение будет необходимо, но не достаточно. Оно необходимо потому, что социальная система является сложной, самоорганизующейся системой, и она может развиваться как энтропийным, так и негэнтропийным способом. Оно, в то же время, не является достаточным потому, что человеку не безразлично куда, к какому состоянию стремиться система в своём энтропийном или негэнтропийном развитии. Если в обществе развивается и усложняется система коррупционных связей, то это состояние никто не станет называть прогрессивным. Поэтому к определению «социального прогресса» должна быть добавлена «целевая причина» или аттрактор. Здесь под целевой причиной понимается заранее определённая человеком или обществом цель развития социальной системы
В этом случае прогрессом по отношению к студенту будет приближение к получению сертификата специалиста в выбранной области, а не просто усложнение его системы интеллектуального аппарата.
В итоге понятие социального прогресса определяется следующим образом: Социальный прогресс — негэнтропийное развитие сложных, самоорганизующихся систем с заданным для этих систем аттрактором (то есть целью развития).
Из этого следует, что определение прогресса в социальном смысле связано с понятием свободы, эволюция которого непосредственным образом характеризует качество социального прогресса.
В истории философии есть несколько способов понимания свободы:
Негативное понимание: «свобода как отсутствие ограничений» | У Т. Гоббса первоначальное состояние общества есть неограниченная свобода (война всех против всех, анархия). Прогресс общества ограничивает свободу внешним образом |
Рационалистическое понимание: «свобода как осознанная необходимость» | У Б. Спинозы, затем у Гегеля мир вещественный уже дан, поэтому он — система ограничений. Эти ограничения либо освещаются разумом (тогда человек движется по «лабиринту» свободно), либо не освещаются (тогда он не свободен и его выбор случаен). |
Позитивное понимание: «свобода как актуализация, опредмечивание всеобщего идеального содержания» | У И. Канта, затем у Г. Гегеля необходимость, моральный долг, социальные институты ̶ не ограничение свободы, а её актуализация в материальном мире |
Творческое понимание: «свобода как актуализация личного идеального содержания» | У Канта в «Критике способности суждения» гений — это человек, который может формировать суждения вкуса. Далее этот принцип переходит в «философию жизни» и экзистенциализм |
Поскольку выше было выделено понятие целевой причины как обязательное для понимания прогресса в социальном смысле, постольку в обществе с необходимостью должно реализовываться не только рационалистическое понимание свободы как свободы выбора, но и позитивное, и творческое понимание свободы как способности формировать социальный идеал общества.
2. Эволюционное и революционное развитие.
В понятии прогрессивного и регрессивного развития важное место занимает понятие «скачкообразных изменений» или «революционных изменений». Разработано это понятие было в философских системах Гегеля, а затем Маркса. Понятие «скачка» в развитии задаётся законом «перехода количественных изменений в качественные». Этот закон был известен ещё в античности (например, «парадокс кучи»: «сколько предметов нужно сложить, чтобы получилась куча?»; или «парадокс лысого»: «сколько волос нужно вырвать, чтобы получилась лысина?»).
Маркс начинает применять понятие скачкообразных изменений для описания социальных процессов (переходов от одной социально-экономической формации к другой).
В настоящее время следует учитывать, что есть не только восходящая спираль развития (описанная у Маркса), но и нисходящая. То есть может быть два типа революционного перехода от количественных изменений к качественным. Цыплёнок может родиться (вылупиться из яйца) и это ̶ скачок на восходящей спирали, но этот же цыплёнок состарится и умрёт, и это уже скачок на нисходящей спирали. Формально определить различие можно через понятие «памяти системы о прошлых состояниях»: родившийся организм сохраняет генетическую память, а элементы умершего организма — её теряют. Таким образом, прогрессивные скачкообразные изменения (революции) сохраняют память системы о предыдущих состояниях (научные, культурные, духовные революции). Регрессивные революции (часто их называют контрреволюциями) приводят к потере системой памяти о своих предыдущих состояниях и распаду этой системы (развал Российской империи, развал СССР).
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 665;