Сектор государственной собственности.
Когда мы рассматривали класс общей нераздельной собственности, то отметили, что этот класс присвоения возник при первобытном строе, который в прошлом веке назвали "первобытным коммунизмом". И вот в конце XIX в. и в XX столетии, словно двигаясь по заколдованному кругу, экономическая история вернулась к начальному типу присвоения. Правда, он выступил в совершенно иной макроэкономической форме: в виде государственной собственности.
Как это не покажется удивительным, первый шаг в конце XIX в. был сделан канцлером Германии Отто Бисмарком. Он провел, в частности, огосударствление прусских железных дорог для спасения железнодорожных компаний от краха во время кризиса 1873 г., установил табачную монополию. Такое наступление на частный сектор хозяйства многие собственники расценили как введение социализма. Правда, не обошлось без насмешливых разговоров о переходе к "табачному социализму". Кстати, и тогда, и по сию пору широко распространено полное отождествление огосударствления производства с социалистической собственностью. При этом не учитывается, что государственная собственность может приобретать совершенно различное социально-экономическое содержание в зависимости от того, кто реально присваивает материальные блага и в чьих интересах действует государство.
В 50-60 гг. XX в. с началом НТР и переходом к постиндустриальному обществу страны Запада сделали крупный шаг к изменению организационно-экономических отношений: возникла новая тенденция к реальному обобществлению значительной части макроэкономики. Такое обобществление вылилось в расширение кооперации труда и производства до масштабов общества. Оно проводилось в виде национализации многих предприятий и крупных отраслей хозяйства с выкупом их имущества государством.
В итоге государственный сектор национальной экономики получил "постоянную прописку" во всех западных странах. Характерно, что в 1990 г. конечные расходы государственных учреждений в валовом национальном продукте составили: в Японии 9 %, Италии - 17, Франции и ФРГ - 19, Великобритании и США - 20 %. В орбиту государственного присвоения вошли, как правило, многие базовые отрасли промышленности (добыча энергоносителей, металлургия и др.), военно-промышленный комплекс, важнейшие финансовые учреждения (например, центральные банки, выпускающие деньги) и инфраструктура - производственная (железнодорожный, воздушный, трубопроводный транспорт, сеть электроснабжения и т.д.) и социальная (здравоохранения, образование, социальное обеспечение и т.д.).
Стало быть, после эпохи классического капитализма и периода господства финансового капитала на Западе наступила новая стадия социально-экономического развития, на которой частнособственнический капитализм еще раз был потеснен государственным сектором макроэкономики.
Сейчас настала пора подвести общие итоги перемен в отношениях собственности, которые произошли в западных странах за последние 100-150 лет.
Структура собственности и общественный строй на Западе в конце XX века.
Общая структура отношений присвоения в западных государствах в корне отличается от аналогичной структуры классического капитализма. Эти отличия касаются в конце XX века микро- и макроэкономики. Перемены на уровне микроэкономики выразились в падении роли и значения частной собственности. Обратимся к языку цифр официальной американской статистики (табл.3.1.).
Таблица 3.1. Формы хозяйства в США (1985 г.)
Форма хозяйства | Количество (тысяч) | В процентах от общего числа |
Единоличное владение | 70,5 | |
Товарищества | 10,1 | |
Корпорации | 19,4 |
Из данных табл .3.1. можно видеть, что удельный вес частных хозяйств понизился до 70,5 % от общего количества хозяйств в негосударственном секторе национальной экономики.
А теперь посмотрим, какой удельный вес занимают частные и иные хозяйства в общем объеме товарооборота негосударственного сектора национального хозяйства (табл.3.2.).
Таблица 3.2. Оборот разных форм хозяйства в США (1985 г.)
Форма хозяйства | Общий оборот (в млрд. долл.) | В процентах от общего оборота |
Единоличное владение | 5,8 | |
Товарищества | 4,0 | |
Корпорации | 90,2 |
В табл.3.2. мы видим совершенно иную картину. 12-миллионная масса единоличных владений дает только 6 % всего оборота, а на совместно-долевую собственность приходится 94 %, в том числе корпорации дают 90 % всего оборота. Так не вернее ли сказать: американская экономика - экономика корпораций?..
Такого рода информация подтверждает вывод, который сделали профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус (США) в 12-м издании учебника "Экономикс", появившимся в 1985 г.: "Природа капитализма изменилась: частная собственность становится все менее частной, свободные предприятия становятся все менее свободными".1
Кардинальные перемены в макроэкономике выразились в том, что к концу XX в. полностью утрачено свойство классического капитализма быть "чистым капитализмом" ("чистым" от участия государства в национальной экономике). В учебнике "Экономикс" профессора К. Р.Макконнелл и С.Л.Брю отмечают как реальный факт наличие в США значительного государственного сектора экономики.2
Итак, в современной западной экономике одновременно сосуществуют все три известных нам типа присвоения с их различными формами:
а) частная собственность на средства производства трудящихся (фермерская и иная собственность),
б) частнокапиталистическая,
в) совместно-долевая (товарищества, корпорации),
г) государственная (общая нераздельная).
Иначе говоря, сложилась необычная экономика, состоящая из нескольких укладов (форм хозяйства). В связи с этим в экономической литературе поставлена так называемая проблема "из-мов". Суть ее такова.
В предшествующие исторические эпохи социально-экономический строй общества базировался, как правило, на одной господствующей форме собственности - первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодализм, классический капитализм, социализм.
А как назвать одним словом многоукладную социально-экономическую систему, утвердившуюся на Западе?
Прежнее название - "капитализм" - многие авторы категорически отвергают. Так, профессор Дэвид Хайнман в учебнике
1 Экономические науки. 1990, № 10. С.95. 2 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс.Т.1.С.117.
"Современная микроэкономика: анализ и применение" считает фактом то, что "ни в США, ни в любой другой стране Запада экономику нельзя рассматривать как чисто капиталистическую".1
Действительно, капитализм в его классической форме не выдержал испытания временем. В конце XX столетия западная экономика включает в качестве основных те некапиталистические элементы, не являющиеся формами единоличного присвоения - государственную и совместно-долевую собственность, которые укрепили ее и приспособили к совершенно новым условиям научно-технической революции и постиндустриальной стадии производства.
Пожалуй, единственно, что можно уверенно сказать о современной западной социально-экономической системе: это - посткапиталистическая система (в смысле - следующая за чистым капитализмом). Более определенно охарактеризовать ее – дело последующих тем курса.
В 90-е годы проблема "измов" стала необычайно острой для нашей страны и других социалистических государств.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 653;