Замедленность темпов развития

-господство религиозного мировоззрения (отсутствие науки)

-патриотизм, являющийся главным мотивом литературы и искусства(произведения призывали к объединению против внешних сил и призывали к прекращению междоусобиц);

 

Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись,

-развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, а значит и представления о красоте и художественном творчестве.

Христианство оказало сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом, связаны с жизнью церкви, с религией. Но, христианство так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгие годы на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдельных частях, особенно в сельской местности. Язычество и христианство тесно переплетались (например, одновременно праздновались и языческие праздники - масленица, Коляда, и христианские).

 

Письменность, грамотность, школы, литература.

Долгие годы существовало мнение, что письменность на Русь пришла вместе с христианством. Согласиться с этим трудно. Письменность на Руси зародилась задолго до введения христианства. существует много свидетельств того, что восточные славяне имели до принятия христианства свою письменность. Все-таки основателями славянской азбуки считаются выходцы из греческого города братья Кирилл и Мефодий (считается, что она была создана в Болгарии во второй половине IX века, и уже X веке распространяется на Руси). Ученые предполагают, что при создании азбуки они использовали и древние славянские буквы.

Христианизация Руси дала мощный толчок развитию письменности. Вместе с деятелями церкви на Русь пришли писцы и переводчики, хлынул поток греческих, болгарских, сербских книг религиозного и светского содержания. Появились первые рукописные книги.

Древнейшая из дошедших до нас рукописных книг «Остромирово Евангелие» (1056 год).

Кадры первых русских переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквях со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности население было неграмотным.

Ярким свидетельством распространения грамоты являются так называемые берестяные грамоты. Во многих городах (Новгороде, Пскове, Смоленске…) были найдены сотни берестяных грамот. Среди них деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Некто Микита написал своей возлюбленной Ульяне на бересте «…Поиде за меня…».

Осталось еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности: так называемые граффити. Их выцарапывали на стенах церквей. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи молодым человеком, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий».

Появляется летописание (запись событий по годам- «летам»). В летописях нашли отражение не только события, изложенные по годам, но и размышления авторов, взгляды их на историю Руси. К началу XII века относится написание монахом Киево-Печерского монастыря Нестором «Повести временных лет»-древнейшей из дошедших до нас летописей.

С принятием христианства связано появление житийного жанра («жития»-жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых). Известны «Житие Бориса и Глеба»…

Первым киевским митрополитом из русских людей Иларионом было написано «Слово о Законе и Благодати»-середина XI века(«слово» – жанр древнерусской литературы-торжественное обращение). В этом выдающемся литературном произведении – взгляд Илариона на значение христианизации Руси, восхваление роли князей Владимира и Ярослава Мудрого в развитии Руси.

Наивысшим достижением древнерусской литературы считается «Слово о полку Игореве», (конец XII века, автор не известен). В центре повествования лежит рассказ о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Вся поэма стала призывом к единству Русской земли, рассказом о мужестве, плачем по погибшем. Она полна размышлений о месте Руси в истории.

В.М. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 год).

 

Наряду с письменной литературой слагались слагались былины. В этих памятниках устного народного творчества нашли отражение идеалы мужества, патриотизма, созидательного труда. Воплощением этих идеалов были воины Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович, пахарь Микула Селянинович. В отличие от былин киевского цикла, где главным героем был пахарь-земледелец, в новгородских былинах Садко – это торговый человек, купец, воспевающий красоту и величие Господина Великого Новгорода.








Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 1072;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.