Искусство Палеолита (40-10 тыс. лет до н.э.).
Поздний Палеолит - время первых религиозный воззрений, время окончательного сложения родовой организации общества. В начале позднего Палеолита появляются петроглифы; рисунки, сделанные краской, рельеф, круглая скульптура. Краска наносилась в это время примитивными кистями (клочки шерсти, пучок травы) или непосредственно руками. Она имела минеральное происхождение (окись марганца), первоначально использовалась в готовом виде, затем специально приготовлялась (растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений). Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и дерева. Почти все сюжеты посвящены животным.
Основной район распространения настенной живописи палеолита можно считать территорию современной Франции и Испании. В Восточной Европе и Сибири бытовала преимущественно мелкая пластика (мобильное искусство). И только на Урале в Каповой пещере обнаружены росписи эпохи Мадлен (20 - 10 тыс. до н. э.). Они выполнены одной красной краской.
К более раннему периоду Ориньяк (35 - 20 тыс. до н. э.) относятся памятники:
1. Рисунок на глине. Пещера Санта-Изабель Испания.
2. Венера Виллендорфкая. Известняк высота 6 см. Австрия (из серии так называемых «палеолитических Венер»).
3. Женская голова кость 3 см. Брассемпуи. Франция.
4. Голова лани. Пещера Кастильо. Испания.
5. Голова Оленя. Пещера Фон-де Том. Франция. Постигается возможность красочной линии. Животное показывается в различных позах.
Шедевры мадленской живописи Альтамирской пещеры (Испания) и пещер Франции (Фон-де Том, Ляско, Руфиньяк) изображают животных почти в натуральную величину. Статуэтки женские найдены в Гагарино, Авдеево, в Сибири - Мальта, Буреть.
Искусство Мезолита (10 - 6 тыс. до н. э.)
Наиболее яркие памятники обнаружены на скалах Восточной Испании (Испанский Левант), на Кавказе, в Средней Азии.
Во всех этих местах, часто на открытых скалах встречаются красочные и гравированные изображения людей и животных небольшого размера. Красной, преимущественно темно-красной или черной, наносится сплошной силуэт фигур (Сцена охоты. Альпера. Восточная Испания).
В этот период создаются динамичные многофигурные композиции (сцены охоты, вооруженных столкновений, загона скота, сбора меда, танцев и т. п.). В мезолитских росписях на первый план выходит человек, его действия. Человеческая фигура изображалась схематичнее, условнее фигуры зверя, но зато гораздо динамичнее, подвижнее (Сцены сражения. Роспись на скале Валлторта, Испания).
В Кобыстане (Азербайджан) на открытых горных склонах многие тысячелетия сперва охотились, затем скотоводы оставляли свои рисунки. Первобытный художник главное внимание направлял на передачу смысла сцены. (Сцена охоты. Изображение на скале. Сеймалы-Таш. Фергана. Средняя Азия).
Искусство рассматриваемого периода может быть сравнимо с творчеством бушмеков, обитающих ныне на юге Африки (Сцены охоты на страусов. Бушмены. Африка).
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 1471;