Раздел 1. Зарождение и начальный период российской государственности.

Тема 1. Древнерусское государство в IX – XII вв.

Вопросы.

1.1 Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза славян.

Славяне принадлежат к индоевропейской семье наро­дов, которая расселилась на евразийской территории от Индии до Западной Европы во II тыс. до н. э. Об этом сви­детельствуют данные сравнительного языкознания и ант­ропологии, поскольку письменных источников в ту дале­кую эпоху не существовало, а археологические материалы позволяют лишь приблизительно идентифицировать най­денные предметы культуры с той или иной этнической группой.

Теории о происхождении славян.Висторической науке су­ществует несколько теорий о местонахождении прародины славян, причем временные рамки локализации не могут рас­пространяться далее середины I тыс. до н. э. Наиболее аргу­ментированными представляются дунайская, висло-одерская, днепровская теории.

Дунайская теориярассматривает в качестве славянской прародины среднее течение Дуная и Карпатские горы (совре­менные Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия). Интересно, что в качестве доказательства и опровержения данной теории при­водятся римские и византийские письменные свидетельства. Сторонники теории ссылаются на первые достоверные упо­минания о славянских набегах на Византию в VI в. именно с территории среднего Дуная (в трудах Прокопия Кесарийского и Маврикия Стратега). Противники теории утверждают, что римские историки ничего не знали о славянах, хотя восточ­ная граница империи проходила по среднему Дунаю.

Висло-одерская теориялокализует славянскую прародину в междуречье рек Висла и Одер (современные Польша и Вос­точная часть Германии). Сторонники этой теории объясняют молчание римских источников о славянских племенах геогра­фической удаленностью прародины славян от империи, между которыми к тому же находились многочисленные непокорен­ные германские племена. Ряд историков считает, что римля­не все-таки знали о славянах висло-одерского междуречья и называли их венедами. Однако не представляется возможным определить ни точный ареал расселения праславянских пле­мен в висло-одерском междуречье, ни удельный вес праславянского населения среди германских племен, занимавших обширные земли на северо-востоке Европы.

Днепровская теорияпомещает славянскую прародину в среднее Приднепровье и бассейн реки Припяти (современ­ные Украина и Белоруссия). Таким образом, первоначаль­ная история славян связывается с историей скифов (сере­дина I тыс. до н. э.), остготской державой Германариха (II— IVвв.), нашествием гуннов (вторая половина IVв.). В качестве основных аргументов локализации славянской прародины в среднем Приднепровье сторонники теории приводят ар­хеологические и лингвистические материалы, которые, од­нако, оспариваются оппонентами по причине невозмож­ности точно идентифицировать этническую принадлеж­ность раскопанных поселений. Лингвистический материал подтверждает, что прародина славян находилась между гер­манскими, балтийскими, иранскими и финно-угорскими народами.

 

1.2 Формирование Древнерусской государственности.

1.2.1 Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

Социально-экономический строй древних славян.Можно с уверенностью констатировать расселение славянских пле­мен в VI в. на территории всех трех указанных центров, а пер­вым достоверным историческим деянием славян — считать нападение на северные границы Византийской империи. Византийские источники дают возможность выявить обще­ственный и экономический строй древних славян, которые еще не разделились на западных, южных и восточных, хотя упоминание трех групп — венедов, склавинов и антов — поз­воляет говорить о начавшемся разделении. С восточными сла­вянами, впоследствии составившими ядро Древнерусского государства, идентифицируется племенной союз антов.

Византийские историки отметили у славянских племен ти­пичные черты родоплеменного строя, не достигшего государ­ственной стадии и получившего название «военная демократия». Данный строй характеризуется следующими чертами:

• сочетание производящего хозяйства (земледелие, ско­товодство) и присваивающего хозяйства (охота, рыболов­ство, сбор дикого меда);

• отсутствие ярко выраженной имущественной дифферен­циации и неразвитость института частной собственности;

• социальная однородность населения и отношение к ра­бам как к младшим родичам;

• участие в военных походах всех вооруженных мужчин рода под руководством племенного вождя при отсутствии единого командования, разработанной тактики боя и тяже­лого вооружения.

Наряду с этими чертами следует отметить важную для всей последующей восточнославянской истории особенность: высокую мобильность населения. Она объясняется как политическими, так и экономическими факторами. Открытость восточных пространств позволяла уходить от агрессии гер­манских и тюркских племен на новые земли, что было недо­ступно западным и южным славянам, проживавшим в давно освоенных регионах. Обилие свободных земель позволяло долгое время использовать экстенсивные методы земледе­лия — подсеку (посев на месте вырубленного и сожженного леса) и перелог (переход на новый участок при истощении почвы).

Этнические корни славян.Во второй половине VI в. пле­менной союз антов был разгромлен тюркскими племенами аваров, которые образовали на славянских землях сред­него Дуная и Карпат Аварский каганат, недолговременное государство, основанное на взимании дани с покоренных народов. Вскоре Аварский каганат прекратил свое суще­ствование в результате поражений от византийцев, болгар, чехов, хорватов. Отсутствие в списке победителей восточ­нославянских племен позволяет предположить, что они пе­реселились на восток — на территорию будущей Древней Руси. В течение VII—X вв. восточные славяне освоили ог­ромную территорию от Западной Украины и Западной Бе­лоруссии до верховьев Волги и Дона. Отсутствие в источ­никах и эпосе упоминаний о кровопролитных войнах и трудностях переселения свидетельствует о мирном харак­тере славянской колонизации, что объяснялось низкой плотностью населения, родоплеменной организацией большинства соседних племен.

На территории, ставшей в IX—X вв. колыбелью восточ­нославянской государственности, издавна проживали раз­нообразные этнические группы. Они оказали влияние на ис­торию славян и сами стали составной частью этой истории. Наряду с племенами восточных славян (поляне, древляне, дреговичи, вятичи, славене, радимичи, полочане и др.) здесь проживали балтийские, финно-угорские, тюркские, иран­ские и германские племена. Таким образом, будущему Древ­нерусскому государству самим географическим фактором было предопределено стать многонациональным, разно­язычным, а впоследствии и поликонфессиональным.

Расположение территорий, занимаемых восточнославянскими племенами на стыке европейских и азиатских народов, в умеренно-континентальном климате наложило отпечаток на создававшуюся систему экономических, политических, со­циальных, культурных связей, что в конечном итоге приве­ло к формированию особой цивилизации.

Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет», составленная в начале XII в., но включающая летописный материал середины XI в., позволяет реконструировать этнополитическую историю славянских племен в период складывания государственности. В связи с использовани­ем железных орудий труда и расселением на новых местах небольшими группами произошел распад родовой общи­ны, хотя кровнородственные связи еще долгое время про­должали играть значительную роль. О появлении излиш­ков продукции свидетельствует торговая деятельность сла­вян, строительство в конце VIII в. первых городов, которые представляли собой торговые фактории и служили местом жительства для нарождающейся знати. Города располага­лись на границах славянских племен и были не племенны­ми столицами, а межплеменными торговыми пунктами. Племена, не участвовавшие в торговле и проживавшие вне торговых путей, не имели городов.

Основные торговые пути проходили по Волге и Днепру, они связывали славянские земли с Хазарским каганатом, Арабским халифатом, Византией. Основными предметами вывоза были продукты присваивающего хозяйства — мед, воск, пушнина, что свидетельствует об отсутствии значитель­ных излишков производящего хозяйства — продуктов зем­леделия и ремесленных изделий. Самым дорогим экспорт­ным товаром из славянских земель были рабы, которые про­давались на невольничьих рынках от Испании до Хазарии. Продажа пленных из покоренных племен в рабство была обычной практикой того времени, однако в данном случае она вызывает весьма политизированную дискуссию об эт­нической принадлежности продавцов и покупателей, а в ко­нечном счете — о том, кто был подлинным создателем Древ­нерусского государства.

 

1.2.2 Основные этапы становления государственности.

 

Существуют две основные теории образования государ­ства: договорная и классовая. Обе они основываются на од­них и тех же предпосылках, но указывают различные сред­ства складывания государственных институтов и разные ко­нечные цели. Общую схему общественного прогресса можно представить как: совершенствование в орудиях труда — распад родовой общины — появление из­лишков продукции и частной собственности — отделение ремесла от земледелия — образование городов.

Однако сам момент выделения из общества публичной власти и ее основная цель рассматриваются в двух теориях по-разному. Договорная теория делает акцент на необходи­мости поддержания правопорядка в усложнившемся обще­стве, где появилось имущественное и социальное неравен­ство. Государство выступало защитником всего населения от агрессии соседних племен. Сам процесс образования зако­нодательной, исполнительной и судебной властей происхо­дил с точки зрения этой теории с учетом традиций, был орга­ничным и не вызывал протестов населения, ибо все нужда­лись в стабильности и защите от произвола. Среди функций государства сторонники договорной теории выделяют функ­цию согласования интересов общества. При этом они не от­рицают многочисленных случаев произвола властей, пренеб­регавших выполнением общезначимых функций, фактов правления в интересах определенной социальной или этни­ческой группы. Допускается привнесение государственнос­ти цивилизованными народами в варварские племена в ре­зультате военного завоевания.

Классовая теория объясняет происхождение государства разделением единого и равного родоплеменного общества на враждебные социальные группы с различными матери­альными интересами. Имущественное расслоение дало воз­можность одной части общества жить за счет эксплуатации другой части — рабов и обедневших общинников, которым вследствие появления частной собственности никто не ока­зывал безвозмездной помощи.

Классовая теория видит главную цель государства в по­давлении (экономическом и политическом) господству­ющим классом всего остального общества, а также в защите общества от внешней агрессии. Оценка государства носит двойственный характер: оно прогрессивно по отношению к варварскому состоянию и является естественной и един­ственной формой развития общества, но оно же санкцио­нирует эксплуатацию, неравенство и насилие. Сторонники классовой теории не отрицают возможность создания госу­дарства путем завоевания варваров цивилизованными наро­дами, но оговаривают, что в варварском обществе должны иметься материальные предпосылки в виде имущественно­го и социального неравенства.

Славянские племена находились в сфере влияния двух равновеликих политических сил: Хазарии с юга — на племе­на полян, северян, радимичей, вятичей — и норманнов с се­вера — на племена ильменьских словеней, кривичей, полочан. Хазария сыграла неоднозначную роль в древней исто­рии южнорусских земель. С одной стороны, славянские племена платили хазарам дань и подвергались набегам, ха­зарские купцы были основными покупателями славянских рабов. С другой стороны, Хазария обеспечила защиту юж­ных древнерусских земель от вторжения тюркских кочевни­ков, позволяя колонизировать обширные земли на востоке, способствовала вовлечению славян в торговлю с арабскими странами. Прослеживается культурное влияние хазар, осо­бенно на землю полян с центром в Киеве.

Норманны (на Руси их называли варягами, а в Европе — викингами) не образовали своего государства в Скандина­вии, однако прославились в VIII—X вв. как мореплаватели, торговцы и завоеватели. Северные славянские племена ста­ли объектом военной экспансии норманнских отрядов, ко­торые с конца VIII в. создавали на славянских землях воен­ные поселения, как правило, рядом с небольшими по раз­меру славянскими городами. На обширных славянских землях сформировалось несколько самостоятельных варяж­ских княжеств: Ладога, Изборск, Полоцк.

Споры норманистов и антинорманистов.Взаимоотношения норманнов и славян породили дискуссию о роли варяжского фактора в процессе образования Древнерусского государства. Историки-норманисты, следуя за автором «Повести времен­ных лет», указывали на договорной характер Древнерусского государства. В 862 г. славянская знать Новгорода позвала на княжение варяга Рюрика. Основу дружины составляли нор­манны, они же входили в элиту купечества. По мнению историков-норманистов, призвание варягов сыграло решаю­щую роль в истории древнерусской государственности в X в., но славяне со временем ассимилировали варягов, и различия между ними исчезли. Норманисты рассматривали захват ва­ряжской дружиной Олега с помощью славянского ополчения Киева в 882 г. как элемент борьбы за торговый путь из Балтики в Черное море. Объединение двух крупнейших центров тор­гового пути «из варяг в греки» — Новгорода и Киева — по­служило началом собирания славянских племен под влас­тью киевского князя, стало основой древнерусской государ­ственности.

Большинство отечественных историков согласны с нор­маннской теорией, подчеркивая наличие у славян социаль­но-экономических предпосылок для образования государ­ства. Варяги сыграли роль вооруженной силы, которая вме­сте со славянской знатью сформировала государственные институты. Привнести государственность на славянские зем­ли варяги не могли по причине отсутствия таковой на их родине. В то же время история знает несколько случаев формирования государственных образований под влияни­ем норманнов — Нормандия, Англия, Сицилия. Правда, на указанных территориях пришлось уничтожить прежние го­сударства в ходе их завоевания. Масштабы славянских зе­мель и отсутствие прочной государственной традиции у сла­вян и варягов привели к своеобразному варианту формиро­вания древнерусской государственности.

Противники норманнской теории строили свои доводы либо на ненорманнском происхождении Рюрика и его дру­жины, либо на незначительной роли норманнов в древнем периоде русской истории. Выдвигались предположения о существовании славянских княжеств до прихода Рюрика. В целом антинорманисты внесли ценный вклад в изучение социально-экономических предпосылок формирования го­сударственности.

Процесс складывания Древне­русского государства продолжался более столетия, если не считать многовекового периода имущественной и социаль­ной дифференциации. От объединения двух крупнейших центров северной и южной Руси — Новгорода и Киева — до окончательного приведения всех восточнославянских пле­мен под власть киевского князя при Владимире I прошло более 100 лет. Такой длительный срок объясняется как внут­ренними, так и внешними причинами.

Немногочисленные варяжские отряды физически не могли установить контроль над огромной территорией, учи­тывая сопротивление славянских племен и междоусобную борьбу. Основной формой взаимоотношений норманнов и славян было полюдье, когда в осенние и зимние месяцы дружинники собирали дань со славянского населения. В середине X в. дань стали свозить в города, в пользу киев­ского князя местная знать из варягов и славян отдавала '/3 собранных товаров, которые продавались князьями и куп­цами за границей, а на вырученные деньги покупались пред­меты роскоши, оружие и вино. В политическом отношении Русь в X в. представляла собой не единое государство, а объ­единение полуавтономных княжеств. В договорах Руси с гре­ками наряду с киевским князем перечисляются независимые правители.

В течение X в. русы (под этим названием изначально по­нимались норманны, а потом все население славянских зе­мель) неоднократно терпели тяжелые поражения от Визан­тии и Хазарии, что сразу вызывало всплеск сепаратизма славянских племен. Вплоть до Владимира I каждый новый киевский князь начинал княжение с восстановления конт­роля над вышедшими из подчинения племенами. Сам харак­тер ранних государственных отношений, исключавших прочные экономические, политические, правовые, духовные связи между землями, долгое время препятствовал форми­рованию государства.

 

1.2.3 Особенности социального строя древней Руси.

 

Составляющие древнерусской государственности.Можно указать на три важнейшие составляющие, которые легли в основание древнерусской государственности: военная орга­низация норманов; общинные институты славян; византий­ская религия и право.

Военная организация норманновоказала влияние на воен­ное и политическое устройство Древнерусского государства. Дружинники киевского князя и конунгов автономных кня­жеств славянских земель совершали обычные для варягов грабительские походы против Византии, Болгарии, Хазарии, мусульманских государств на южном побережье Каспия. В качестве вспомогательных сил привлекались славяне и печенеги. Киевский князь Святослав стал организатором по­хода, положившего конец Хазарскому каганату, что избави­ло Русь от выплаты дани. Стремление Святослава перенести столицу в Переяславец на Дунае, где можно было продавать славянских рабов, жестокие расправы над христианами, ко­чевой образ жизни, политический авантюризм, рисуют ха­рактерный образ варяга того времени.

Общинные институты славянпредставляли собой систему политических, экономических, семейных отношений, сфор­мировавших коллективистский стереотип поведения и соот­ветствующее мировосприятие. Крестьянская община не была уникальным славянским институтом, она существовала у всех земледельческих народов. Однако развитие частной собствен­ности привело к разложению общины в странах Западной Ев­ропы, а община в Восточной Европе сохранилась до XX в. Об­щина предполагала не только общее владение и пользование земельными наделами, но и коллективный характер трудоем­ких работ, материальную взаимопомощь, что позволяло под­держивать средний уровень благосостояния.

В городе действовало вече — народное собрание. Оно ре­шало важнейшие вопросы власти, суда, налогообложения, войны и мира. Хотя вече существовало во всех городах, лишь в Новгороде и Пскове оно стало формой законодательной и высшей контрольной власти. В остальных землях вече су­ществовало параллельно с княжеской и боярской властью и имело наибольшее влияние в период политических кризи­сов и внешней угрозы.

До середины XI в. в династии Рюриковичей отсутствовал определенный порядок престолонаследия. Владимир I и Ярослав Мудрый получили киевский престол в результате победы над своими братьями. Братоубийственные войны не были широкомасштабными и опустошительными, посколь­ку велись в основном силами заморских наемников, а побе­дитель рассматривался в качестве избранника Божьего. Ин­тересно, что Владимир I и Ярослав при захвате Киева опи­рались на силы Новгорода, как и основатель Древнерусского государства Олег. Вероятно, близость Новгорода к Сканди­навии позволяла вербовать наемные отряды, которые после отправлялись искать счастье в Византию. Вообще, особая роль Новгорода в древнерусской истории дает право гово­рить о наличии на Руси двух центров государственности — северном и южном. Но приоритет Киева проявлялся не толь­ко в столичном статусе, но в возможности присваивать зна­чительную часть доходов от внешней торговли. Финансовые ресурсы позволяли вербовать большие дружины, успешно отражавшие атаки кочевников-печенегов.

Пока династия Рюриковичей не стала многочисленной, киевский князь не имел возможности заменить своими бра­тьями, сыновьями и племянниками независимых князей дру­гих славянских земель. Однако многодетный Владимир I за­менил часть независимых правителей своими сыновьми, ко­торых он по своему усмотрению переводил из княжества в княжество. Таким образом, происходила концентрация влас­ти в руках киевского князя, что было закреплено разделом ос­новных княжеств между детьми Ярослава Мудрого в 1054 г.

Формально окончание процесса формирования Древне­русского государства можно отнести к княжению Владими­ра I (980—1015). При нем все восточнославянские племена были объединены под властью киевского князя. В состав го­сударства вошли завоеванные у Польши земли Червонной Руси (Галиция), а на Таманском полуострове среди тюрк­ских кочевий возникло русское Тмутараканское княжество. Православие стало единой религией государства. Была вы­пущена символическая золотая монета. На южной границе Руси с печенегами были построены приграничные крепос­ти. Русь приобрела все черты государственности.

Создание «Русской правды».Создание общерусского свода законов свидетельствует о зрелости государственных отноше­ний, вызывающей необходимость унифицировать правовые традиции и судебную практику, которые существовали в раз­личных княжествах. Византийское право, наряду с древнегерманским, оказало влияние на первый древнерусский свод за­конов — «Русскую правду», которая была создана в результате кодификации правовых норм IX—XI вв. В основу «Русской правды» легли славянские и норманские юридические обычаи языческой эпохи, княжеские уставы, церковное византийское право. Нормы классического римского права, повлиявшие на юридическую систему большинства европейских стран, были на Руси, как и в Германии и Скандинавии, неизвестны.

Ряд историков предполагает, что «Русская правда» была кодексом для варяжской знати, дружинников, купцов и зави­симого от них населения, а основная масса славянского насе­ления продолжала жить по обычному неписаному праву. Это подтверждает сохранение некоторых традиций дохристиан­ской эпохи, например обычаем похищения невесты. Долго существовал обычай кровной мести, которая ограничивалась кругом ближайших родственников. При этом признаком вы­работки новых норм поведения стало введение наряду с кров­ной местью штрафа (вира) родственникам убитого. В каче­стве обычной процессуальной нормы упоминается судебный поединок, так как считалось, что Бог поможет правому.

Защита личности и собственности.В«Русской правде» раз­личались преступления против личности и преступления против собственности. В обоих случаях государство взыски­вало штрафы в свою пользу: за преступление против лично­сти — вира[1] князю и головничество[2] пострадавшему или его родственникам, за преступление против собственности — продажа[3] князю и урок[4] хозяину. В качестве высшей меры наказания смертная казнь не предусматривалась, но, кроме кровной мести, право допускало убийство преступника на месте — за ночной грабеж и посягательство на жизнь кня­жеских слуг при исполнении службы. Княжеские слуги как представители государственной власти ограждались двой­ными вирами по сравнению с жизнью рядовых общинни­ков. Жизнь женщины ценилась в два раза дешевле мужской, что объясняется доминированием в экономике и политике мужских видов деятельности: земледелие, охота, военное дело.

Социальная структура на Руси.Закон указывал на существо­вание различных категорий свободного, полусвободного и не­свободного населения, причем свобода предполагала прежде все­го материальную независимость.

Основная масса населения в период складывания Древнерусского государства, а также в по­следующие 400—500 лет, состояла из свободных общинников — смердов. Они платили дань князю, служили в ополчении, выс­тупали полноправными участниками судебных процессов, ре­шали вопросы на вечевых собраниях? Молчание закона о част­ной крестьянской собственности, позволяет предположить, что земля находилась в общем владении и пользовании. Если смерд не оставлял наследника мужского пола, то его движимое и не­движимое имущество наследовал князь.

Привилегированной частью общества были старшие дру­жинники князя — бояре. Они считались вольными слугами и служили князю по договору за право собирать дань с опре­деленной территории и за часть военной добычи. Земельные пожалования и ведение самостоятельного хозяйства в бояр­ских имениях — вотчинах начали зарождаться в XI в., но не получили значительного распространения, подобно ленной системе в странах Западной Европы. Это связано с частыми перемещениями дружинников в период службы из княже­ства в княжество. В отличие от смердов, боярское имуще­ство могли наследовать женщины и дальние родственники. Боярин имел право в любой момент перейти на службу к другому князю из династии Рюриковичей, разорвав служеб­ный договор в одностороннем порядке.

К полусвободным категориям населения относились должники, получившие в качестве аванса деньги, инвентарь, скот, зерно. Ими были закупы, взявшие долг (купу), рядови­чи, заключившие договор (ряд), наймиты, нанявшиеся на работу. Их зависимость была временной, ограниченной сро­ком выполнения договора. Они работали в частных хозяй­ствах князя или боярина до тех пор, пока не погасят ссуду. На время задолженности их правоспособность ограничива­лась: они не могли самовольно уйти от кредитора, свидетель­ствовать в суде, они подвергались телесным наказаниям, а при невозвращении долга становились рабами (холопами).

Несвободное население состояло из холопов, их жизнь оценивалась не вирой, а продажей, т. е. приравнивалась к вещи. Закон указывал следующие источники холопства: продажа за долги, в том числе добровольная продажа в рабство самого себя; женитьба на холопке без договора с ее хозяином; поступление и услужение без договора; плен; рождение в семье холопов; продажа в холопство как санкция за некоторые особо опасные преступления - разбой, поджог, конокрадство.

Холопы не были правоспособными, но их социальный статус мог быть достаточно высоким, если они занимали должность в княжеском управлении. Основная часть холо­пов использовалась не на полевых работах, а в качестве при­слуги, поскольку незначительные частные хозяйства могли использовать труд полусвободного населения.

В целом, по «Русской правде», древнерусское общество представляется состоящим преимущественно из свободного населения, разделенного имущественной дифференциаци­ей на разные социальные группы. Весьма распространен­ными были договорные отношения: от призвания князя в город до займа и поступления в холопство. Пережитки варварской эпохи сохранились, но государство все более ус­пешно ограничивало их практику. Собственность в виде боярской недвижимости и денежных капиталов строго ох­ранялась. Денежно-кредитные обязательства обеспечива­лись личной свободой вплоть до долгового рабства. Норманский этнос не был отделен от славянского населения юридическим барьером, но де-факто выделялся высоким благосостоянием и социальным статусом. Верхние слои были открыты для пополнения как норманскими, так и сла­вянскими дружинниками.

1.3 Древняя Русь и кочевники. Распространение ислама.

Русь и кочевники.915 г.— Игорь заключил мир с печенегами. 964г. — поход Святослава против хазар и присоединение к Руси Тмутара-канского княжества в Крыму, а также ряда се­верокавказских земель. Святослав освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву. 965г. — поход Святослава в Волжскую Булга-рию и Хазарию, взятие хазарской столицы — Саркела (вскоре после этого похода Хазарский каганат распался). 967г. — установление пол­ного контроля Киева над торговыми путями по Волге к Каспию. Выйдя к Северному Кавказу, Святослав победил племена аланов, ясов (осе­тин), касогов (черкесов), в районе Кубани осно­вал город Тмутаракань. 968г. — поход Святос­лава в Дунайскую Болгарию, в ходе которого было захвачено 80 городов.

 

1.4 Византийско-древнерусские связи. Принятие христианства и его значение.

907 г.— поход Олега на Константинополь и заключение первого торго­вого договора Руси и Византии: восстанавли­вались мирные отношения между двумя стра­нами, Византия обязалась уплачивать Руси каждый год дань и выплатить единовремен­ную сумму деньгами, золотом, вещами. 911г. — новый договор, по которому Русь обязалась не нападать на Византию. Договор определял по­рядок торговых операций между рускими и греческими купцами. Игорь предпринял два

менее удачных похода на Византию, в резуль­тате которых в 944г. был подписан договор, подтверждавший ранее достигнутые соглаше­ния и упорядочивший связи между двумя странами, вводились некоторые ограничения для русских послов и купцов — система предо­ставления торговцам и официальным предста­вителям Киева своего рода «личных пропу­сков» по прибытии в Византию. По договору, Русь не должна претендовать на крымские владения Византии и не держать военные си­лы в устье Днепра. Предполагалось широкое военное сотрудничество в защите Крыма от ко­чевников.

957г. — для ознакомления с христианской верой Ольга отправилась с посольством в столи­цу Византии — Царьград (Константинополь), где ее принял император Константин VII Багря­нородный. Ольга приняла крещение (христиан­ское имя — Елена), ее крестным отцом стал сам император Константин. Она привезла с собой на Русь священные книги. 969970гг. — война Руси за Болгарию. По просьбе византийского императора Иоанна I Цимисхия Святослав на­пал на болгар, после ряда побед обратил оружие против Византии, стремясь присоединить Бол­гарию к Руси и перенести сюда столицу, но в конце концов потерпел поражение и отступил с Балкан.

972 г. — после неудачной попытки захва­тить Царьград, Святослав заключил с греками договор, обязавшись не нападать на Грецию, Херсон и Болгарию и помогать грекам в защите их территории от нападений.

988г. — помощь Руси Византии в подавле­нии восстания полководца Варды Фоки, брак Владимира с византийской принцессой Анной и принятие от Византии православия.

 

Попытка унификации язычества.Владимир I столкнулся с необходимостью создать идеологию, объединявшую разоб­щенные племена общими идеями и утверждающую первен­ство единого правителя государства. Вначале Владимир I по­пытался провести реформу языческих верований, направлен­ную на выделение из общеславянского пантеона пяти богов во главе с верховным богом грома и молнии Перуном. Реформа должна была учесть интересы различных этнических общностей Древнерусского государства. Перун был главным бо­гом варяжской дружины, которым клялись при подписании договоров с греками, одновременно культ этого бога пользо­вался популярностью у западных славян и балтийских наро­дов. Славянские божества солнца — Даждьбог, ветра - Стрибог, плодородия — Мокошь были популярны среди восточных славян. Иранские боги Хоре и Симаргл, вероятно, включа­лись в список почитаемых богов в связи с присутствием в южной Руси иранского этноса, что подтверждается лингви­стическими данными.

Однако язычество не сплотило славянские земли, по­скольку не имело единообразного культа, священной кни­ги, храмовых зданий. В основе язычества лежали отноше­ния человека с одушевленными силами природы и с миром мертвых, но в его рамках не разрабатывалась социальная доктрина о добре и зле, власти, нормах поведения. Реформа языческих верований не изменяла прежний родовой стерео­тип поведения населения, не ликвидировала негативное вос­приятие Руси христианскими и мусульманскими странами, которое осложняло дипломатические и торговые контакты. Русь должна была остановить свой выбор на какой-либо мировой религии.

Крещение Руси.Летописный рассказ о выборе веры со­держит как реальные факты, так и мифы. Владимир I обра­тился к уже известной и распространенной на Руси религии — православному христианству. Православная община в Кие­ве появилась еще в середине IX в., в нее входили варяжские дружинники и купцы, побывавшие в Византии. Христиан­кой была бабушка Владимира княгиня Ольга. Православие допускало богослужение на национальных языках, и в со­седней Болгарии имелась переводная литература на старо­славянском языке. Немаловажное значение имел тот факт, что центр православия находился в Византии — самой могу­щественной империи Европы с высочайшим уровнем куль­туры - главном торговом партнере Киевской Руси.

Кроме того, Русь находилась в сфере геополитических интересов Византии, как все страны черноморского бассей­на. Крещение Владимира I и введение христианства в ка­честве государственной религии стало актом политическо­го союза с Византией, что подкреплялось браком киевско­го князя с сестрой византийского императора Анной и посылкой шеститысячного варяжского корпуса для подав­ления внутренних смут в империи. Этот корпус существо­вал более 40 лет.

Летопись не сохранила точной даты крещения Владими­ра. Она находится в интервале от 987 до 990 г., хотя офици­альной датой принято считать 988 г. Христианизация Руси продолжалась не менее 200 лет и была в основном заверше­на к концу XII в. Об этом свидетельствуют христианские типы захоронений: захоронение трупа с нательным крестом вместо кремации. Так же как и в других странах, христиан­ство на Руси не смогло полностью вытеснить языческие эле­менты, они органично соединились с новой религией в фор­ме двоеверия. Историки отмечают, что православная церковь в славянских землях относилась к языческим пережиткам бо­лее лояльно, нежели католическая.

Значение принятия христианства.Принятие христиан­ства оказало огромное влияние на многие стороны госу­дарственной, общественной и культурной жизни Руси. Появилась разработанная идеология, утверждавшая боже­ственное происхождение власти и требовавшая подчине­ния ей подданных. Модель православной церкви ставила ее в зависимое положение по отношению к светской вла­сти и позволяла использовать церковь как инструмент по­литической борьбы. Монотеистическая религия способ­ствовала консолидации славянских племен в единую древ­нерусскую народность, старые племенные названия сменились общим — Русь. Под влиянием христианской этики и эстетики изменялся стереотип поведения людей, идеалы, мораль, рацион питания, ритм жизни. В обществе появилась новая влиятельная социальная группа — духо­венство. Если первые иерархи были греками, то позднее основную массу священников и монахов составили сла­вяне. Возникли новые субъекты хозяйственной деятель­ности - монастыри, которые играли значительную роль в земледелии, торговле и колонизации новых земель.

Вместе с христианством на Русь пришла письменность, созданная болгарскими монахами Кириллом и Мефодием в IX в., для распространения Библии среди язычников-славян. Русь смогла приобщиться к произведениям научной, рели­гиозной, беллетристической литературы, античному насле­дию, а впоследствии выработать свою литературную тради­цию. Христианство принесло с собой каменное зодчество, церковную живопись и музыку, которые, впитав местные традиции, стали основой древнерусского искусства.

Крещение Руси оказало серьезное влияние на ее внеш­неполитические и внешнеторговые связи. Наряду с разгро­мом Хазарского каганата, крещение стало одним из глав­ных факторов прекращения славянской работорговли, ибо византийцы рабов-христиан не покупали. Брачные союзы детей и, позже, внуков Ярослава Мудрого породнили киев­ского князя с королевскими дворами Франции, Англии, Ви­зантии, Венгрии, Норвегии. Древняя Русь стала восприни­маться как одно из влиятельных европейских государств.

 

 

Выводы

История — гуманитарная наука о прошлом человеческого общества. Предмет ее исследования — политическая, эконо­мическая, социальная, культурная деятельность отдельных личностей и народных масс. История становится подлинной наукой с момента применения для анализа событий теоре­тических концепций, основанных на рациональном объяс­нении причинно-следственных связей между явлениями. Основной рабочий материал историка — источники, кото­рые должны быть подвергнуты внутренней и внешней кри­тике.

Для анализа информации используются общенаучные, специально-исторические методы и методы других гумани­тарных дисциплин.

Восточнославянские племена, объединенные в племен­ной союз антов, переселились в VI—IX вв. со среднего тече­ния Дуная и Карпатских гор на территорию современных Украины, Белоруссии и Центральной России. На протяже­нии 300 лет в рамках родового строя происходили процессы имущественной дифференциации, выделения знати, отде­ления ремесла от земледелия, образования городов, ассими­ляции неславянских племен.

Процесс формирования Древнерусского государства охватывал период с середины IX в. до конца X в. Большое влияние на него оказали норманны, которые выступили в роли объединяющей военной силы. Они не принесли сла­вянам готовых форм государственного устройства, по­скольку сами не имели государства, но их военный и по­литический строй послужил структурной основой для вы­страивания властных отношений с местным населением. Значительную роль играли общинные институты славян, определявшие политические, хозяйственные и культурные формы взаимоотношений малых и больших социальных групп.

В княжение Владимира I все восточнославянские пле­мена оказались под властью киевского князя, а православ­ное христианство стало единой идеологией населения. В прав­ление Ярослава Мудрого и его сыновей был составлен первый общерусский свод законов — «Русская Правда». Древнерусское государство представляло собой объеди­нение полунезависимых княжеств, которые возглавля­лись князьями из одной династии Рюриковичей. Этого было достаточно для решения внутриполитических и внешне­политических задач того времени.

Социальная структура общества определялась преобла­данием свободного общинного населения, выполнявшего в пользу князя налоговые и военные повинности. Элита состояла как из норманнской, так и из славянской знати, в силу малочисленности норманны постепенно ассимилиро­вались славянами. Существовали категории полусвободно­го и несвободного населения, потерявшего полноправный статус в результате денежной кабалы, плена, наказания за со­вершенное преступление.

Таким образом, восточнославянские племена вступили на путь государственного развития, что положило начало скла­дыванию своеобразной христианской цивилизации.

 


[1] Вира - денежный штраф, взыскиваемый с преступника в пользу кня­зя при совершении преступления против личности (убийство, увечье).

[2] Головничество - денежный штраф, взыскиваемый с преступника в пользу потерпевшего или его родственников при совершении преступления против личности.

[3] Продажа - денежный штраф, взыскиваемый с преступника в пользу князя при совершении преступления против собственности (кража, поджог, убийство холопа).

[4] Урок - денежный штраф, взыскиваемый с преступника в пользу по­терпевшего при совершении преступления против собственности








Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 625;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.039 сек.