Раздел 1. Зарождение и начальный период российской государственности. Введение. История в жизни общества и офицера.

Лекция 1.

Введение. История в жизни общества и офицера.

Вопросы

1. История как наука. Сущность, формы, функции исторического знания.

2. Методология и теория исторической науки.

2.1 Методы и источники изучения истории.

2.2 Понятие и классификация исторического источника.

3. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

4. Отечественная история в прошлом и настоящем: общее и особенное.

Раздел 1. Зарождение и начальный период российской государственности.

Тема 1. Древнерусское государство в IX – XII вв.

Вопросы.

1.1 Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза славян.

1.2 Формирование Древнерусской государственности.

1.2.1 Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

1.2.2 Основные этапы становления государственности.

1.2.3 Особенности социального строя древней Руси.

1.3 Древняя Русь и кочевники. Распространение ислама.

1.4 Византийско-древнерусские связи. Принятие христианства и его значение.

1.5 Эволюция восточно-славянской государственности в IX – XII вв.

 

- 1. История как наука. Сущность, формы, функции исторического знания.

История— гуманитарная наука, которая исследует прошлое человеческого общества и дает рациональное объяснение по­литическим, социальным, экономическим, культурным фак­там и процессам. История изучает как неповторимые черты обществ, событий, личностей, так и воспроизводящиеся в раз­ные эпохи структуры власти и характер социального неравен­ства, формы собственности и типы хозяйства, войны и рево­люции.

Цель исторических исследований заключается в том, чтобы на основе имеющихся источников создать достовер­ную картину прошедших событий, выявить их закономерно­сти и установить причинно-следственные связи между явле­ниями.

Предметом изучения истории может быть любой вид человеческой деятельности в прошлом, но с античных вре­мен сложилась традиция обращать основное внимание на по­литические события — законотворчество и войны. Античные и средневековые историки изучали деятельность выдающих­ся личностей — правителей и полководцев. В XIX—XX вв. сфе­ра исторического исследования расширилась, в нее были включены изучение социально-экономических процессов, партий, классов, социальных групп, быт людей, менталитет народа.

В.О. Ключевский отмечал, что предмет истории — то, что не проходит бесследно, что представляет собой неокончен­ный процесс и вечный закон. Изучение истории позволяет правильно оценить современное состояние общества. В то же время люди гораздо более научаются истории, наблюдая настоящее, чем понимают настоящее, изучая историю. Ис­торик ставит задачу выявить этапы развития, закономерно­сти, причинно-следственные связи существующих современных институтов, социальной структуры, форм власти, хо­зяйственных укладов, политических союзов. В.О. Ключев­скому принадлежит парадоксальный афоризм: «Единствен­ный урок, который нам дает история, — это то, что история не дает никаких уроков». Здесь, с одной стороны, подчерки­вается уникальность каждой эпохи и события, невозмож­ность полного совпадения исторических факторов в разное время и в разных странах, и с другой — подмечается тенден­ция повторения людьми одних и тех же ошибок, несмотря на известный опыт предков.

К. Ясперс в работе «Смысл и назначение истории» сфор­мулировал ряд оригинальных идей об исторической науке. Ис­тория не есть завершенный процесс, любая концепция по­знанного исторического целого разрушается новыми факта­ми и их новым истолкованием. Ранее незамеченное или второстепенное выходит на первый план и приобретает пер­востепенную важность. История движется из одной бесконеч­ности в другую. «Наше подлинное отношение к истории — это борьба с ней», — так немецкий философ характеризует стол­кновение новых исследований с существующей точкой зре­ния, закрепленной в учебниках и считающейся единственно достоверным знанием. Смысл истории, по К. Ясперсу, за­ключается в том, чтобы открыть, чем может быть человек в раз­личных условиях, определяемых структурой власти. Таким образом, устанавливается зависимость хозяйственных, соци­альных, семейных, культурных форм поведения и организа­ции от структуры властных отношений в государстве.

X.Ортега-и-Гассет следующим образом сформулировал цель исторического исследования. История — воссоздание структуры драмы, которая разыгрывается между челове­ком и миром. Живя в мире, люди сталкиваются с одина­ковым набором проблем, придающим существованию одну и ту же структуру. История показывает, как в разное время и в разных странах люди решали схожие проблемы, а именно: для удовлетворения потребностей, сообразуясь с ландшафтом, ресурсами, техникой, объединялись в эко­номические и политические союзы, создавали своеобраз­ную культуру. Испанский философ полагал, что история представляет собой систему неповторимых человеческих опытов, образующих уникальную цепь. Добиться точного воспроизведения всех обстоятельств, предопределивших ход событий, невозможно.

История оперирует историческими фактами. Что же та­кое исторический факт? Он не объект непосредственного наблюдения, он познается через источники — материальные и письменные. Не всякое зафиксированное письменным ис­точником событие происходило в действительности, ведь создатели документа могли ошибаться, намеренно вводить в заблуждение, замалчивать определенные события. Исто­рик на основе изучения разных по происхождению источ­ников устанавливает правдивость информации, т. е. воссоз­дает реалии жизни прошедших эпох. Поскольку каждый ис­следователь подходит к источнику со своей концепцией, методологией, то факты получают разную оценку и истол­кование. Таким образом, каждый историк в некотором смыс­ле заново творит прошлое.

Таким образом, исторические факты — это объективные события прошлого, однако предметом знания о прошлом они становятся благодаря вниманию историков.

 

-2. Методы и источники изучения истории.

Методы исследования в исторической науке, благодаря которым появляются научные концепции прошлого, делят­ся на три группы.

Общенаучные методы - применяются в других естествен­ных и гуманитарных науках:

• логический метод — установление причинно-след­ственных связей между явлениями, позволяет располагать события в логически непротиворечивом порядке и выводить одни факты из других;

• классификация — группировка фактов по определен­ным принципам и критериям для выявления закономерно­сти исторических процессов;

• историзм — рассмотрение явлений не изолированно, а с учетом предыдущих и последующих событий; жизнь рас­сматривается как единый, непрекращающийся поток, в котором исследователь сознательно выделяет этапы, эпохи, пе­риоды, чтобы очертить предмет изучения;

• анализ и синтез — разложение изучаемого процесса на составные части с последующим соединением по-новому по­нятых составных частей в новое целое.

Специально-исторические методы:

• хронологический метод — изложение событий в той последовательности, в которой они происходили, позволя­ет расположить события на шкале времени. Обычно исто­рическое повествование строится от прошлого к настояще­му, хотя иногда используют ретроспективный анализ от на­стоящего к прошлому;

• сравнительно-исторический метод — выделение ис­торических этапов и событий в одной или нескольких стра­нах и их сравнение по разным параметрам, позволяет про­следить аналогии и выявить закономерности развития об­щества в разные эпохи в разных странах;

• историческое моделирование — создание теоретиче­ской модели для объяснения важнейших процессов в опре­деленном обществе, при этом в качестве наиболее значимых могут выбираться различные процессы — политические, эко­номические, психологические и т. д.

Методы других гуманитарных дисциплин (археологии, со­циологии, политологии, лингвистики):

• статистика позволяет обрабатывать цифровые данные и выражать исторические события в формализованных, срав­нимых единицах;

• психология позволяет раскрыть бессознательную мо­тивацию действий личности или группы. Широко применя­ется в биографических работах;

• этимология устанавливает происхождение географи­ческих названий, имен племен. Позволяет проследить пер­воначальный смысл термина.

Историки пользуются результатами исследований прак­тически всех гуманитарных дисциплин: географии, эконо­мики, религиоведения. Особо выделяются вспомогатель­ные исторические дисциплины, которые занимаются изу­чением внешних признаков материальных источников.

Палеография изучает материал и орудия письма, измене­ние графики, систему принятых сокращений на письме, ук­рашение и оформление книг и рукописей; геральдика — гер­бы и их символику. Сфрагистика изучает печати: надписи на них, материал и эпоху изготовления, характер исполь­зования. Нумизматика занимается исследованием монет. Хронология и метрология изучают календари, систему рас­чета мер и весов.

Историческое исследование включает источниковедчес­кий и историографический анализ. Источниковедениеизу­чает исторический документ для установления места и вре­мени его создания, авторства, цели написания, характера применения и, самое главное, достоверности. Работа с но­выми, неизвестными науке документами считается первич­ным исследованием. Работа на основе опубликованных и введенных в научный оборот данных называется вторичным исследованием. Историографияэто анализ концепций, уже существующих в научной и автобиографической литературе. Изучение трудов историков позволяет определить собствен­ную тему исследования, не повторять уже пройденных пу­тей, не тратить время на развитие опровергнутых гипотез.

Историческое исследование только тогда может быть признано научным, когда оно имеет четко очерченный пред­мет, ставит проблему, выдвигает гипотезу, использует соот­ветствующие научные методы, проверяет достоверность ис­точников, опирается на историографию вопроса и, наконец, аргументирует авторскую концепцию. Историческое знание существует в форме фактов и концепций.

 

-2.2 Понятие и классификация исторического источника

Летописи.Летописи по праву считаются одним из важнейших источников изучения древней Руси. Именно в них историки находят основной фактический материал для исторического построения.

Летописью обычно называют реально сохранившийся летописный памят­ник. Традиционно летописями в широком смысле называют исторические сочи­нения, изложения в которых ведется строго по годам и сопровождается годовы­ми датами. По видовым признакам они близки к западноевропейским анналам (от лат. анналес либи - годовые сводки) и хроникам (от греч. хроникос - относя­щийся по времени). В узком смысле летописями принято называть реально до­шедшие до нас летописные тексты. Центральным памятником древнего русского летописания является «Повесть временных лет». Она легла в основу большинства русских летописей. Ав­тор - инок Киево-Печерской лавры Нестор.

Законодательные источники. Одной из важнейших политических функций государства является право формулировать новые нормы жизни общества, издавать законы. Законода­тельные источники представляют собой правовые документы, исходящие от верховной государственной власти.

Старейшим законодательным источником Древней Руси является Рус­ская Правда. По своему содержанию этот документ делится на три редакции: Краткую, (20-70 гг. И в.), Пространную и Сокращенную. По структуре и ис­точникам, которые вошли в ее состав. Краткую правду принято делить на 1) Правду Ярослава, 2) Правда Ярославичей (его сыновей) и 3) покон вирный -устанавливал нормы сборщиков судебных платежей и 4) Урок мостникам - оп­ределял расценки за мощение новгородских улиц.

Важной составной частью источникового комплекса по истории Древ­ней Руси являются Акты (от лат. «акто» - действую, «актуи эст» -сделано, со­вершено).

К актам в широком смысле слова относятся все тексты, выполняющие
функции документов (договоры, постановления различных органов власти и пр.).
Всесторонним изучением актов занимается Дипломатика (от греч. «диплус» - двойной), которые использовались для определения документов) - кон­кретно историческая специальная дисциплина, анализирующая документы как исторический источник.

-Литература как источник. Ведя речь о древнерусской литературе, следует отметить, что понятие «ли­тературные произведения», для этого периода истории является условным.

Художественная литература в современном понимании тогда не сущест­вовало. Древнерусская письменная культура тесно связана с христианством. Собственно она зародилась только после крещения Руси.

Литература: 1) духовная (житие святых, библейские книги, поучения), 2) оригинальная древнерусская - поучения и послания (например, Поучение Вла­димира Мономаха).

Житийная литература - «Житие князя Владимира». Особый раздел древ­нерусских литературных источников - воинские повести - это художественные произведения. Большинство из них писалось через много лет после описываемых событий. - «Слово о полку Игореве».

-3. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

В эпоху Средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс сначала Руси, а затем и России. Закономерно встает вопрос: к какому типу цивилизации ее можно отнести? Это не просто историко-научная, но и социально-политическая и духовно-нравственная проблема. То или иное ре­шение этой проблемы связано с выбором пути развития нашей страны, опре­делением главных ценностных ориентиров. Поэтому дискуссия по данному вопросу не прекращалась на протяжении всей российской истории. Основной вопрос этой дискуссии- как относятся в истории России наследие восточной и западной цивилизации? В какой мере самобытная цивилизация России? истори­ки, публицисты и общественные деятели дают ответы на эти вопросы с высоты своего времени. С учетом всего предшествующего исторического развития России, а также в соответствии со своими идейно- политическими установка­ми. В историографии и публицистике 19-20 вв. решение этих вопросов нашло свое отражение в позиции славянофилов (Самарин, Аксаков, Хомяков) и за­падников (Белинский, Герцен, Чернышевский и др.).

Славянофилы отстаивают идею самобытности России, основанную на православии. По их мнению, именно православие сформировало «русский дух», который создал русскую землю. Западники рассматривали историю России как составную часть Европы. В пользу такой точки зрения говорят многие характеристики русской истории. Большинство населения России хри­стиане, следовательно, привержено тем же ценностям и социально-психологическим установкам, которые лежат в основе Западной цивилизации. Реформаторская деятельность многих государственных деятелей: князя Вла­димира, Петра I, Екатерины II и Александра II была направлена на включение России в Западную цивилизацию.

Следует отметить, что каждая из концепций, определяющих место Рос­сии в мировой истории и цивилизации, базируется на определенных историче­ских фактах. Вместе с тем, в этих концепциях явно просвечивает односторон­няя идеологическая направленность. Наверное, все-таки не стоит занимать од­ностороннюю идеологизированную позицию. Следует по возможности давать объективную оценку.

 

-4. Отечественная история в прошлом и настоящем: общее и особенное.

История вообще и история Отечества в частности — наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дает) фактов, событий. По сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими какую-либо сторон общест­венной жизни, она характеризуется тем, что - предметом ее познания является вся совокупность жизни Российского государства на протяжении всего его существования. Многие проблемы современности, которыми занимаются эко­номисты, социологи, политологи, этнологи и другие специалисты гуманитар­ного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и ис­торического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систе­матизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.

История нашей страны (и истории вообще) всегда была тесно переплетена с политикой, интересами и судьбами правителей, которые не всегда поощряли желание историков знать правду и сообщать ее людям. Поэтому почти постоянно приходится считаться с предвзятостью и субъективизмом в истории, да и судьбы историков, добивавшихся правды, не всегда были благополучны.

Изучение истории выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих функций. Прежде всего, история обладает огромным воспитатель­ным воздействием. Знание истории своего Отечества, своего народа, формирует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет показать роль лично­сти в истории, понять моральные и нравственные качества своих соотечествен­ников, истоки национальной культуры, ее достижения. Приобретение этих знаний поможет понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию. Тем самым изучение истории решает задачи не только воспитания, но и просвещения.

 








Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 777;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.