Часть 1.
Лекция 3
Операционная система
Часть 1.
«Железо» - всего лишь «плоть» компьютера. А его дух, двигатель - это программное обеспечение, которое, собственно, и заставляет нужным образом работать это «железо».
Сколько бы ни было в компьютере программ, всем им необходима единая ПЛАТФОРМА, то есть единый общий инструмент, с помощью которого они могли бы общаться с компьютерным «железом» с одной стороны и с пользователем - с другой.
Первые программы не собирались из готовых блоков, как сегодня, а писались с нуля на языке «родных» для данного компьютера машинных кодов.
Лишь в конце пятидесятых годов, когда компьютеры пошли в серийное производство появились первые универсальные средства общения человека и машины - языки программирования. Сначала - «низкоуровневые» вроде ассемблера, доступные лишь немногим кудесникам от программирования, ну а потом...
Позднее, в середине 70-х, на арену вышелBasic, язык стандартных текстовых команд. Тогда два недоучившихся студента Билл Гейтс и Пол Аллен вошли в историю именно благодаря написанному (а главное, проданному) ими наBasic варианту системы для компьютеров Альтаир. Из этого и проклюнулись позднее настоящие операционные системы (ОС) – управляющие программы.
Каждая ОС состоит как минимум из пяти обязательных частей.
- Первая - «переводчик» с программного языка на язык машинных кодов.
- Вторая - специализированные программы для управления различными устройствами, входящими в состав компьютера. Такие программки называются управляющими. Благодаря им ОС находит самую короткую дорогу к каждому устройству и получает в свои руки «пульт управления» всеми их функциями и способностями.
- Третья часть- интерфейсы, то есть специальные модули для выполнения стандартных процедур и функций, с которыми взаимодействуют все прикладные программы.
Таких библиотек в Windows очень много, а некоторые из них входят в своего рода «творческие союзы», помогая друг другу в выполнении тех или иных задач. Самый яркий пример - DirectX, комплект инструментов для работы со звуком, видео и другими мультимедийными ресурсами. Игры, музыкальные и видеопроигрыватели - все используют DirectX, который берет на себя часть их работы. И это очень удобно — иначе производителям каждой программы пришлось бы писать «с нуля» все модули для решения самых простых задач.
- Четвертая часть – системный реестр. Это фактически «база данных», в которую система вносит сведения обо всех своих настройках, установленных программах и т.д. В реестре хранится и вся информация, необходимая для работы самой Windows.
Ведь невозможно хранить такие данные в теле самих программ - для этого пришлось бы бесконечно вмешиваться в их код, что недопустимо. В эпоху DOS каждая программа вела свое собственное «досье», сохраняя всю необходимую информацию в своих конфигурационных файлах. Windows решила проблему иначе, выделив всем программам единую БД для хранения настроек.
· Пятая часть - удобная оболочка, с которой общается пользователь. Именно на нее в первую очередь обращают внимание при выборе операционной системы, а о ядре - главной части ОС - вспоминают уже потом.
Сегодня графический интерфейс - неизменный атрибут любой операционной системы. Однако «операционки» первых поколений имели не графический, а текстовый интерфейс, то есть команды компьютеру отдавались не щелчком мышки по рисунку-пиктограмме, а с помощью введения команд с клавиатуры. А сама Windows первоначально была не полноценной операционной системой, а всего лишь «графической надстройкой» над ядром DOS, и в возраст «совершеннолетия» вступила лишь десять лет назад!
Операционных систем в мире много, и Windows далеко не самая лучшая из них.
Например, Mac OS, операционная система для компьютеров Apple, устроена куда проще и понятнее для пользователей.
А многочисленные ОС семейства Linuxобладают куда большей стабильностью, надежностью и гибкостью в настройке, да и стоят в десятки раз меньше.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 678;