Образование Древнерусского государства. Государство формируется там и тогда, где и когда для этого созреют соответствующие предпосылки:
Государство формируется там и тогда, где и когда для этого созреют соответствующие предпосылки:
а) экономические – замена мотыжного земледелия пашенным земледелием; широкое использование железа; развитое ремесло и торговля; появление достаточно многочисленных городов и городского населения;
б) cоциальные – появление в обществе достаточно выраженного общественного и имущественного неравенства, более или менее чёткой социальной дифференциации;
в) политические – формирование особого политического устройства, непосредственно предшествующего государству – «военной демократии». Его характерные признаки:
1) образование больших племенных союзов, основанных не на родовых, а территориальных связях;
2) формирование особой структуры управления племенем и союзом. Во главе их стоит военный вождь и правитель, выбираемый из числа представителей наиболее знатных родов и семей. Он опирается на «дружину» - профессиональных воинов, преданных лично правителю. Существует собрание мужчин-воинов, которое выбирает правителя и решает наиболее важные вопросы жизни племени и союза. Племя облагается более или менее регулярной данью в пользу военного вождя и его дружины;
3) появление конгломератов («конфедераций») племенных союзов.
Накануне образования государства (вторая половина IХ в.) у восточных славян все эти предпосылки были налицо.
1. С VII-VIII вв. славяне начинают широко использовать для обработки земли лошадь, плуг с железным ралом, соху с железным сошником, постепенно заменяя ручное подсечное земледелие пашенным (перелогом или двупольем). В это время славяне знали уже 64 вида ремесла. На этот период известно уже более 20 городов, существовавших в их землях (Муром, Изборск, Новгород, Киев, Полоцк и т.д.). Развиваются как внутренние, так и внешнеторговые связи с Византией и Хазарией (в столице Хазарии существовала даже колония купцов-славян со своим религиозным центром – «капищем»).
2. Под влиянием развития земледелия, ремесла, возросшей военной активности происходит имущественное расслоение славян. Родовая община заменяется соседской. Появляется потребность в управлении племенем и в его защите. Это, в свою очередь, стимулировало дальнейшее расслоение. К этому времени в составе населения различалось, по крайней мере, 4 слоя: жрецы – «волхвы», обладавшие искусством познавать волю богов; «князья» - военные предводители и примыкавшие к ним дружинники и старейшины; «люди» - свободное население; «челядь» - рабы (рабство в силу неразвитости товарного хозяйства и специфических природных условий у славян носило патриархальный характер – с рабами обращались мягко и по истечении срока предоставляли им выбор: свобода за выкуп и возвращение в свою страну или свобода без выкупа среди славян).
3. У славян сформировалась военная демократия.
В «Повести временных лет» упоминаются 14 племён восточных славян, относящихся к этому времени. В сущности, эти племена представляли собой территориальные племенные союзы. Об этом говорят их колоссальные размеры. Этим объясняются и их названия – древляне - живущие в «деревах», лесу; дреговичи - живущие в «дрягвах», болотах; поляне – живущие в «поле» - лесостепи; полочане – живущие в бассейне реки Полоты.
«Повесть временных лет» сообщает, что у каждого из племён было «своё княжение», то есть свой князь, сидевший в старейшем городе. Восточные источники называли его «главой глав» или «Хаканом». Отмечалось, что ему подчинялась конная дружина в кольчугах (в отличие от пешего и плохо вооружённого племенного ополчения). Существовало в племени и «вече» (собрание всех мужчин-воинов), обладавшее значительными властными полномочиями (так, согласно «Повести», именно вече пригласило на княжение первых русских правителей). Собиралась в племени дань в форме «полюдья» и даже налог, составлявший 1/10 долю от добычи и торговой прибыли (он собирался со жрецов).
В IХ в. в оборонительных целях начинают формироваться объединения «племенных союзов». Это «северная конфедерация», сложившаяся вокруг Новгорода, включившая в себя кривичей, полочан, ильменских славян, мерю и чудь (финно-угров), и «южная конфедерация», сложившаяся вокруг Киева, включившая в себя полян, древлян (возможно – северян и радимичей). Недаром восточные источники выделяли 3 политических центра восточных славян: Куябу (Киев), Славию (Новгород) и Артасанию (месторасположение неизвестно).
На базе этих предпосылок должно было возникнуть восточнославянское государство, и оно возникло. Основной функцией государства является обеспечение с помощью аппарата политической власти, целостности общества и его надлежащего функционирования в условиях, когда эта целостность, в силу ряда условий, присущих цивилизованному обществу, нарушается.
Так, в связи с появлением собственности появляется общественное и имущественное неравенство, вызывающее в обществе конфликты. Конфликты возникали и между племенами, в силу роста населения, неравного накопления богатств, усиления военной активности. Следовательно, необходима была некая организованная политическая сила – власть, которая урегулировала бы эти противоречия. Институты организованного принуждения нужны были и для того, чтобы обеспечить военные и торговые общественные интересы.
Все эти потребности существовали у достаточно зрелого восточнославянского общества и отчётливо осознавались его элитой. И когда в 862 г. в «северной конфедерации» вспыхивают мощные социальные столкновения, старейшинам и вождям племён понадобилась сила, способная их прекратить. Такой силой они посчитали «варяжские» (скандинавские) дружины во главе с их князьями – «конунгами». Они были непревзойдёнными воинами, наводившими ужас на всю Европу.
Варяги не имели прочных связей в славянской среде, занимаясь в восточнославянских землях лишь торговлей, грабежом или наёмничеством (это обеспечивало их нейтральную позицию по отношению к конфликтам). Кроме того, скандинавы находились на той же стадии общественного развития, что и славяне. Государства у них ещё не существовало. Это исключало порабощение ими восточных славян. Поэтому в целях устранения социально-этнических противоречий, перераспределения и фиксации дани вожди и вече северных восточнославянских племен заключили с варягами договор. Они приглашали «княжить, володеть и судить по праву» в Новгород 3 варяжских князей – Рюрика, Синеуса и Трувора. Вскоре единственным правителем стал Рюрик (864-879 гг.)
Таким образом, приглашение на княжение варяжских конунгов стало той организационной формой, в которую органично влились уже существовавшие к тому времени социальные, экономические и политические предпосылки образования государства.
Ещё раньше в восточнославянских землях заявила о себе потребность в обороне и защите общих торговых интересов. В первую очередь – от хазар, которые покорили часть восточнославянских племён и фактически заперли для славянской торговли волжский торговый путь на Восток и «путь из варяг в греки», ведущий в Византию.
Торговля играла важнейшую роль в хозяйственной жизни славян (особенно юга). Поэтому знать «южной конфедерации» приглашала на княжение варягов с их дружинами ещё с 30-х гг. IХ века. Князья Аскольд и Дир успешно действовали даже против Византии, организовав в 860 г. поход на Константинополь. Однако сил Юга не хватало. В силу этого произошло объединение обеих конфедераций в единое государство восточных славян. Это объединение произошло под эгидой Новгорода (видимо, в силу близости к Скандинавии, служившей источником пополнения дружин).
В 882 г. преемник Рюрика Олег обманом захватил Киев и перенёс туда столицу нового Древнерусского государства (термин «Русь» первоначально, видимо, обозначал варягов; впоследствии – верхушку восточнославянского общества, а, в конце концов, превратился из социополитического термина в этнический и географический).
Сила и дееспособность этого государства проявилась сразу же. Олегу удалось нанести поражение «неразумным» хазарам, освободив от их владычества и присоединив к Киевской Руси славянские племена северян и радимичей. Он прогнал союзников хазар – венгров, закрывавших устье Днепра, «путь из варяг в греки», обеспечил торговые интересы Руси и непосредственно в Византии осадил в 907 г. Константинополь и заключил выгодный договор с Империей, по которому восточнославянские купцы получили невиданные ни для кого ранее торговые льготы и привилегии.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 600;