Частное право в Псковской и Новгородской Судных грамотах
Нормам частного права в Псковской Судной грамоте (в силу более интенсивного развития в республике товарно-денежных отношений) уделяется гораздо большее внимание, чем в «Русской Правде». Понимание собственности характеризовалось гораздо большей абстрактностью, в большинстве случаев законодатель говорит о безусловном собственнике, он выступает как «некто». Здесь уже чётко различается право собственности на движимые («живот») и недвижимые («отчина») вещи. Расширяются пути получения права собственности: теперь это и находка, и приплод, и истечение срока владельческой давности.
Для соблюдения этого условия требовалось 4-5 лет открыто владеть и пользоваться (пахать) недвижимостью. Вводилось понятие пожизненного пользования («кормли»). Имущество переходило в «кормлю» пережившего супруга до его смерти или второго брака.
Развивалось и залоговое право. Заложенное недвижимое имущество переходило к залогодержателю лишь в форме передачи ему документов на недвижимость (само имущество оставалось во владении и пользовании залогодателя), а заложенная движимость переходила во владение и пользование залогодержателя.
Обязательственное право в грамоте также было гораздо более совершенным, чем в «Русской Правде». Новации заключались в следующем:
1. Законодатель отдавал предпочтение письменным формам заключения сделок. Заключение договора происходило путём написания «доски» (неформального документа-расписки, хранившегося у сторон) или «записи» (формализованного документа, сдававшегося на хранение в государственный архив Новгородского Софийского собора или Псковского Троицкого собора). Как правило, договоры поклажи, дарения и займа на сумму свыше 1 рубля оформлялись только письменно, причём факт исполнения этих договоров, как правило, также фиксировался документально.
2. При заключении устных договоров возрастает роль свидетелей, хотя в случае мелкой покупки добросовестным приобретателем сделка считалась законной и без этой излишней в данном случае формальности.
3. Как способ обеспечения договора широко применялись поручительство (заём до 1 рубля) и залог (заём свыше 1 рубля).
4. Договора, заключённые в пьяном виде, объявлялись недействительными.
5. Появляются новые виды регулируемых правом договоров: мены, дарения (оформлялся письменно и устно в присутствии священника и 4-5 свидетелей); «изорничества» («изорник», бравший, как правило, «покруту» - натуральный заём, заключал договор, по которому за пользование землёй обязывался отдавать хозяину половину урожая); найма помещения (наниматель – «подсуседник» мог предъявить иск хозяину).
6. Более подробно регулировался договор личного найма. Наёмный работник заключал договор с хозяином на определённый срок с указанием размера оплаты. В случае нарушения его условий он (как и хозяин) имел право обратиться с иском в суд.
В наследственном праве преобладала письменная форма завещания. При его отсутствии суд требовал предоставить свидетелей. Важным новшеством были относительно равные завещательные права женщин и мужчин. После смерти супруга, обладающего «кормлей», имущество возвращалось в род прежнего супруга.
Грамота следует правилу, согласно которому в любых случаях наследство должно перейти к наследнику-родственнику. Однако за отказ от содержания родителей и самовольный уход из дому даже сын мог быть лишён наследства. При наследовании имущества из него обязательно выплачивались долги. Грамота объявляла наследниками всех родственников, доля наследования по закону не устанавливалась (то есть наследование по завещанию имело абсолютный характер).
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 1297;