В. Теория сотворения жизни, как акт эволюции.
Крайний вариант - креационизм - вечность созданной Богом жизни. Здесь мы не будем рассматривать идею творца и сопоставлять эволюцию с сотворением мира в шесть дней. Тем не менее, очень интересна и гуманна мысль, рожденная Пьером Тейяром де Шарденом. Палеонтолог - отсюда историческая направленность мышления, глубоко верующий человек, воспитанник иезуитского монастыря - отсюда вера в изначальный смысл и божественность мироздания. Книга Т. Де Шардена «Феномен человека» является выражением концепции автора о происхождении жизни эволюционным путем. Он подчеркивал, что его работа представляет собой не теологический, не философский, а научный труд.
Основа его концепции творения - идея эволюции. Тейяр де Шарден считает, что все в мире подвластно эволюции, т.е. закону постепенного усложнения от простого к сложному, от меньшего к большему, от низкоорганизованного к высокоорганизованному. Универсум, по Тейяру - единый гигантский организованный процесс эволюции - космогенез, направляемый духом. Складывается он из отдельных элементов: геогенеза - биогенеза - ноогенеза - христогенеза.
Иными словами, в начальной точке эволюции (Альфа) дух или сознание, растворяясь в первичной материи, наделяет ее способностью к дальнейшему развитию, к постепенному усложнению, постоянному повышению степени организации и неумолимо движет ее по пути прогресса, вплоть до возникновения жизни (биогенез), а затем по пути ее дальнейшего развития до мыслящего существа (человека). После его появления эволюция продолжается уже на уровне человеческого сознания (ноогенеза) и завершается христогенезом - постепенным совершенствованием человеческой личности. Христогенез завершается конечной точкой эволюции - точкой Омега.
Идеи Т. де Шардена по сути близки синергетическому взгляду на мир, только пришедшему не из точных физических формулировок и законов, а интуитивно, по осмыслению Универсума. Так он пишет: «Более полное наблюдение за движениями мира вынудит нас мало-помалу перевернуть эту перспективу, то есть открыть, что вещи держатся и держат друг друга лишь в силу сложности, сверху». Рассматривая энергетические законы он выделяет духовную энергию, считая, что она связана с материальной энергией и обе они составляют некую единую мировую энергию. И эта энергия вызывает поступательное в перспективе, хотя и имеющее иллюзию периодического, при близком рассмотрении, движение материи."И вот на этой-то основной кривой, на этой линии глубинного подъема и должен быть, я полагаю, помещен феномен жизни.", продолжает Тейяр.
Каковы же основные способы действия феномена жизни у этого мыслителя? Изобилие, изобретательность, безразличие и всеохватывающее единство. Возникающее изобилие приводит к пробному нащупыванию, направленному случаю: "Жизнь действует путем эффекта масс, посредством множеств, брошенных, казалось бы, в беспорядке вперед. .... Размножаясь в бесчисленности, жизнь делает себя неуязвимой для наносимых ей ударов. Она увеличивает свои шансы выжить." При этом природе свойственна изобретательность, которая является необходимым условием прибавления. При изобилии мы можем наблюдать безразличие к индивидам, что приводит к гибели индивида во множестве себе подобных. И только на стадии духа безразличие мира к своим элементам превращается в огромную заботу в сфере личности, в этом и необыкновенный оптимизм Тейяра и его видение следующих этап ноогенеза и христогенеза.
Появление человека по Тейяру де Шардену также является необходимым звеном в эволюции жизни как и сама жизнь в эволюции Вселенского вещества. Эволюция, это не что иное, как возрастание психической энергии, на протяжении биогенеза мы наблюдаем постепенную цефализацию* - совершенствование нервной системы. По его выражению человек, есть осознание эволюции самой себя. Рассуждения о стадиях геогенеза – биогенеза и в какой-то степени ноогенеза основываются на фактическом материале. Это уже осуществилось. Переход от ноогенеза к христогенезу ещетолько предстоит.
Интересно как видит эту стадию сам Тейяр де Шарден. А на возражения оппонентов он предлагал представить себе, насколько не вероятна могла бы показаться эволюция человеческого сознания, когда по лесам бродили только дикие обезьяны… . При всей умозрительности этого пути, нельзя не удивится поэтичности и убежденности автора. Мы приводим небольшой фрагмент из книги «Феномен человека», как нельзя лучше завершающий тему происхождения жизни.
«Продвигаясь по-прежнему в трех только что указанных направлениях и имея огромный запас времени, которое ему остается прожить, человечество располагает громадными возможностями. ....
О физическом и психическом состоянии, в котором будет находиться наша планета при приближении к точке своего созревания (Омега), мы можем сделать два почти противоположных предположения.
Согласно первой гипотезе, выражающей надежды, к которым во всяком случае следует ориентировать наши усилия, как к идеалу, зло на завершающем этапе Земли находится в минимуме. Нам не нужно будет более бороться против острых форм голода и болезней - они побеждены наукой. Под действием все более горячих лучей Омеги прекратятся ненависть и междоусобная борьба, побежденные чувством Земли и чувством человека. Во всей ноосфере будет царить какое-то единодушие. Завершающая конвергенция произойдет мирно. (*в примечании - хотя и при крайней напряженности сил). Разумеется, подобный выход наиболее гармонически соответствовал бы теории.
Но также может быть, что по закону, которого в прошлом еще ничто не избежало, зло тоже в своей специфической новой форме, возрастая одновременно с добром, достигнет к финалу своей высшей ступени....... «сделать шаг» за пределы себя, в другое. Последний раз, еще одно разветвление.»
В заключении первой части пособия я приношу глубокую благодарность доктору географических наук, профессору Будимиру Владимировичу Пояркову за содержательные беседы и неоценимую помощь в осмыслении и написании курса. Благодарю аспиранта психологического факультета Ирину Владимировну Юдину за внимательное прочтение рукописи и редакцию Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова за работу над ней.
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 980;