Социология брака и семьи
Социология брака и семьи изучает: типы социальных отношений, характерные для семьи; факторы, определяющие численность и структуру семейной общности, связь семьи с другими социальными общностями и сферами социальной жизни; общественные функции семьи и ее особенности как социального института и психологической группы; мотивации браков и разводов, а также социальные и психологические факторы, способствующие планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов, интеграции и дезинтеграции семьи; исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития.
Брак и семья — исторически изменяющиеся явления. Их общественное содержание, т. е. то, что свойственно им как разновидности общественных отношений и социальных институтов, находится в сложном взаимодействий с естественно-биологической, инстинктивной природой половой потребности.
Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру: оно включает как экономическую, так и психологическую сторону. Экономическая сторона — это следствие половозрастного разделения труда в общественном производстве и домашнем хозяйстве. Психологическая сторона брака имеет своим источником как особенности социально-экономической и культурной жизни общества, так и половой диморфизм, оказывающий влияние на потребности, чувства, черты характера и в какой-то мере даже на способности и вкусы мужчины и женщины. Однако в главном своем содержаний духовная жизнь человека зависит от социальной (в антагонистическом обществе — классовой) направленности и уровня его интеллектуального и эмоционального развития.
В браке и супружеских отношениях находит проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Поэтому сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию половой связи.
Брак, — это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников иди просто близких супругам и необходимых им людей. Внутрисемейные отношения могут быть как персональными (например, отношения между матерью и сыном, братом и сестрой), так и групповыми (например, отношения между родителями и детьми или в неразделенных, больших семьях — между супружескими парами, детьми разных отцов и т. д.).
Семья — это социальный институт (с точки зрения общественного санкционирования брачно-семейных отношений) и в тоже время обладающая исторически определенной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в. которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
В этом определении особенно важны следующие моменты: 1) социально-историческая обусловленность семейных отношений и семейной организации; 2) наличие в семье наряду с общими для всех; социальных явлений черт и качеств ряда специфических особенностей (малочисленность семейной группы, близость родства, общность; быта, взаимная моральная ответственность); 3) то, что существование семьи и ее специфическая социальная функция являются следствием объективной необходимости, связанной с одной из двух важнейших форм производства и воспроизводства непосредственной жизни[54].
Поскольку жизнь в семье связана с общностью если не всего материального обеспечения, то по крайней мере быта и совместной материальной заботой о нетрудоспособных родственниках, постольку между членами семьи неизбежно складываются определенные хозяйственно-экономические отношения.
Психологические отношения между членами семьи, так же как и супружеские, могут иметь нравственное, эстетическое, религиозное и политическое содержание. Поскольку же брак, лежащий в основе данной семьи, санкционируется не только моралью, но и нравом, постольку внутрисемейные отношения подверженный правовому регулированию.
Главной духовной силой, скрепляющей семью, является чувство родства. Родство далеко не всегда Ограничивается лишь пределами семьи, но истоки его находятся в семье, и проявляется оно прежде всего во внутрисемейных отношениях.
Система семьи в принципе стабильна (хотя степень и критерии ее стабильности различны в различные эпохи). Ее прочность и устойчивость могут обеспечиваться за счет как внешних по отношению к ней факторов: права, религии, общественного мнения (в этом случае семья рассматривается в качестве социального установления — института), так и внутренних связей, в которых реализуется взаимная эмоциональная или экономическая заинтересованность (в этом случае семья уже должна описываться и определяться как малая группа, причем не только в психологическом, но и в социальном значении данного термина).
Местоположение семьи не сводится лишь к родственным отношениям, а предполагает и совместное проживание родственников (или по крайней мере какой-то части их), а следовательно, и наличие общих элементов быта. Экономическая взаимопомощь и поддержка членов семейной группы, разделение труда между ними также осуществляются главным образом в определенных локальных границах, в рамках семейного домашнего хозяйства.
Структура семьи — это способ обеспечения единства ее основных элементов, т. е. составляющих ее половозрастных групп и отдельных лиц. Характер семейной структуры определяется в конечном счете социально-историческими условиями. Семейная власть может основываться на экономическом преобладании или моральном авторитете, исходить из традиционных представлений о структуре семьи или оценки существующего в данной конкретной семье положения, сосредоточиваться в одних руках или распределяться между несколькими взрослыми членами семьи.
Со структурой семьи тесно связаны порядок и уклад ее жизни, ее обычаи и традиции, а также ее взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом.
Социальные функции семьи имеют два основных источника:
потребности общества и специфику самой семейной организации. Общество на любой ступени своей истории нуждается в воспроизводстве населения, поэтому оно всегда заинтересовано в семье как форме организации этого воспроизводства.
Воспроизводство населения не сводится к деторождению. Это не только физическое, но и духовное воссоздание общества, не только рождение, но и соответствующее воспитание детей. А для этого необходима семья.
В целях воспитания общество заинтересовано в сохранении, развитии и всемерном использовании тех эмоциональных связей между родителями и детьми, которые являются следствием самого факта деторождения.
Среди социальных функций семьи необходимо различать такие которые связаны с самой сущностью и спецификой семьи и которые никакой другой социальный институт в данных конкретных исторических условиях выполнять не может, и такие, к выполнению которых семья лишь приспособлена наряду с другими социальными организациями.
К первой группе относятся воспроизводство населения и связанная с ним деятельность семьи, ко второй — такие функции, как, например, накопление собственности, представительство в экономических и юридических отношениях с государством и т.д.
5. Духовная жизнь общества. Средства массовой информации и пропаганды Социальные проблемы идеологической деятельности
Исходным, основополагающим научным понятием для изучения идеологической деятельности является идеологический процесс. Идеологический процесс представляет собой единство разработки марксистско-ленинской теории, ее распространения и усвоения людьми. Он складывается из следующих компонентов: идеологическое отражение действительности в социальных теориях, постоянно развивающихся на основе анализа обобщения явлений и процессов общественной жизни с классовых позиций; деятельность социальных институтов (партии, государства, общественных организаций) и отдельных лиц по распространению идей, теорий, воззрений через различные каналы, с помощью различных средств и методов; идеологическое отражение (общественное сознание) и своеобразное социально-психологическое восприятие (общественная психология) общественных отношений, фактов и явлений действительности классами и социальными группами на основе социального опыта и уровня их развития; восприятие, усвоение идеологических знаний, распространяемых в обществе через различные каналы и средства информации, пропаганды и агитации.
Таким образом, идеологический процесс можно рассматривать как: а) систему отношений через взаимодействие людей и идеологических организаций; б) взаимодействие указанных видов деятельности. Два вида деятельности относятся к субъекту (разработка и распространение теории) и два — к объекту (отражение действительности восприятие социальной теории).
Для теории коммунистического воспитания и идеологической деятельности основополагающими моментами являются следующие:
потребность в идеологической деятельности: а) в дальнейшем развитии марксистско-ленинской теории; б) в распространении социальной теории и социальной политики КПСС; в) в овладении марксизмом-ленинизмом;
деятельность, связанная е реализацией перечисленных потребностей (деятельность идеологических институтов и познавательная деятельность классов, общественных групп и личности);
система общественных отношений, складывающихся на основе различных видов деятельности и социально обусловленных потребностей (экономических, политических, нравственных, правовых, эстетических, религиозных, бытовых, семейных и т. д.); для анализа системы общественных отношений определяющее значение имеет методологическое положение марксизма-ленинизма о взаимодействии базиса и надстройки, материальных (экономических) и идеологических отношений;
общение, складывающееся в процессе совместной деятельности людей в рамках системы общественных отношений;
взаимодействие, возникающее в процессе реализации потребностей, любого вида деятельности, системы общественных отношений и общения.
В процессе идеологической деятельности решаются следующие задачи: теоретическая — дальнейшая разработка марксистско-ленинской теории на основе обобщения опыта социальной практики, анализа социальной действительности; образовательная — вооружение советских людей знаниями марксистско-ленинской теории и информирование населения по различным вопросам общественной жизни;
воспитательная — формирование у всех советских людей марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистической нравственности, идейной, убежденности и политической сознательности; организаторская — сплочение и мобилизация советских людей на решение экономических и социальных задач идеологическими средствами и методами.
В теории идеологической деятельности к основным направлениям воспитания относятся: воспитание советских людей в духе марксизма-ленинизма, формирование у них диалектико-материалистического мировоззрения и коммунистических убеждений; политическое воспитание, целью которого является понимание людьми политики партии и государства и восприятие ее как своей собственной; нравственное воспитание, ставящее своей задачей развитие у советских людей высоких гражданских качеств; правовое воспитание, ориентированное на усвоение советскими людьми основных положений Конституции СССР, развитие правосознания, понимание единства прав и обязанностей, действий в соответствии с положениями советского законодательства; эстетическое воспитание, направленное на развитие эстетических чувств и вкусов, художественно-эстетических потребностей, эстетической культуры советского человека; атеистическое воспитание, непосредственно связанное с формированием диалектико-материалистического мировоззрения советских людей и преодолением религиозного сознания верующих методами убеждения; физическое воспитание — одно из направлений в деятельности дошкольных учреждений, школ и специально созданные государственных институтов.
Трудовое, патриотическое и интернациональное воспитание не редко выделяется в самостоятельное направление коммунистического воспитания. Единство обучения и воспитания — важнейший принцип в обеспечении взаимодействия основных, направлений идейно-воспитательной работы.
Эффективность идеологической деятельности определяется двумя путями: 1) сравнением результатов деятельности с поставленными целями, что позволяет определить степень выполнения плана идеологической работы на установленный срок, и 2) сравнением уровней сознания объекта воспитания за определенный период, изменении в сознании и психологии групп, коллективов. В первом, случае речь идет о количественных характеристиках выполнения плана намеченных мероприятий, во втором — о качественных изменениях в со знании и поведении трудящихся.
Об эффективности идеологической деятельности принято судить по фактам поведения и сознания. Социальное поведение выражается в производственной, общественно-политической деятельности, нравственных поступках. Уровень сознания находит выражение в социальных чувствах, настроениях, которые отражают психологическое состояние личности, группы, коллектива (чувства удовлетворенности — неудовлетворенности, настроения пессимизма — оптимизма и т. д.).
Другая группа факторов, в которых проявляется уровень сознания, — это потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы установки, убеждения. Все мероприятия идеологического, воспитательного характера проходят сферу чувств и разума, затрагивая или, не затрагивая их, и через мотивы и установки проявляются в фактах социального поведения.
Качественная оценка идеологической деятельности на уровне; группы или коллектива является объективной в том случае, если путем социологических и социально-психологических исследований, будут выявлены изменения в сознании и установках социального поведения и определено влияние идеологических мероприятий не выявленные изменения.
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 614;