Теория функционального (ограниченного) иммунитета
Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]
При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).
Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.
Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.
Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.
Коллизионные вопросы вещных прав. Взаимодействие вещного и обязательственного статутов.
Право собственности – центральный институт в ГП. Но не имеет такого статуса в МЧП.
Дело в том, что унифицировать гражданско-правовые материальные нормы в виду разницы подхода в разных правовых системах невозможно. Отношения вещей к движимым или недвижимым в разных государствах определяется по-разному. (Например, в Австрии деньги полученные по завещанию для целей вложения в покупку земли есть недвижимое имущество, право ипотечного залогодержателя в Великобритании – недвижимость, в России это вообще не вещное право). Тоже самое можно сказать о соотношении вещных и обязательственных прав.
Основную роль в регулировании вещного права в МЧП играет коллизионное право.
В аспекте МЧП в области вещных прав являются:
1) Вопрос о национализации, а именно вопрос о предоставления гарантий иностранного инвестора от возможной национализации в стране
2) Вопрос об определении применимого права, т.е. коллизионные вопросы права собственности и других вещных прав
3) о признании и осуществлении прав собственности и иных вещных прав ИГ и ИЮЛ.
Коллизионные вопросы ПСиИВП
Можно разделить на две группы:
1. Решает вопросы содержания, защиты, осуществления права собственности
2. Вопросы возникновения и прекращения ПС
3. Отдельно законодатель сформулировал специальные коллизионные правила в отношении применения права к вещным правам на суда и космические объекты, подлежащие гос. регистрации.
lex rei sitae – закон места нахождения вещи. По нему определяется 1 группа вопросов, принадлежность имущества к движимым или недвижимым вещам.
Под правом страны в которой имущество находится, следует понимать фактическое действительное место нахождения соответствующего имущества, вне зависимости от места нахождения собственника, от того где выданы или находятся правоустанавливающие документы на это имущество, от места регистрации.
Закон места нахождения вещи не действует относительно похищенных вещей.
Вообще, подлежит применению как к движимому, так и движимому имуществу, и разница лишь в том, что к недвижимым вещам применяется право одной страны, а в отношении движимых вещей может меняться.
С переходом ПС в МЧП не связывается переход риска случайной гибели (последний вопрос относится к обязательственному праву), эти вопросы регулируются разными коллизионными привязками.
Вопросы возникновения и прекращения ПС определяются правом страны, где оно находилось в момент наступления юридического факта, влекущего возникновение и прекращение ПС, если иное не предусмотрено законом. (по сути – закон место возникновения вещи).
В России будут признаваться вещные права на имущество, возникшие в иностранном государстве на основании норм иностранного права, если иное не предусмотрено российским законом (например, относительно вещей изъятых из оборота).
П.2 ст.1206. Особой сложностью отличаются случаи, когда предметом сделки является «груз в пути» (движимые материальные вещи, находящиеся в процессе международной перевозки). Основные привязки:
· Право места нахождения товарораспорядительных документов
· Право места отправления груза (РФ)
· Право мест назначения груза (Италия)
· Личный закон собственника
· Закон продавца.
Есть мнение, что лучшая привязка в этом случае – применение автономии воли сторон.
Проблемы связаны и с институтом приобретательной давности. (Где вещь находилось на момент окончания течения срока (Россия), или где начал течь срок). п.3 ст.1206 ГК РФ.
К праву собственности и иным вещным правам на транспортные средства подлежащие гос. регистрации применяется право того государства, в чей реестр они занесены.
Есть специальные правила в КТМ. Коллизионные правила относительно вещных прав на имущество затонувшее во внутренних морских водах и территориальном море, а также отношения относительно такого имущества определяются правом государства у котором это имущество затонуло. К затонувшему в открытом море судам, находящимся на них грузу или имуществу применяется закон государства права судна.
Минская конвенция 1993 г. для стран СНГ. Ст. 38. Национальное законодательство во многом повторяется Минскую конвенцию. К определению содержания права собственности, вопрос о движимости/недвижимости имущества – также. Относительно ТС – право страны, где находится орган, осуществившей регистрацию. Возникновение и прекращение ПС и иного вещного права на имущество, являющегося предметом сделки определяются по законодательству места совершения сделки, если иное не предусмотрено соглашением сторон (закон места совершения акта).
Никаких ограничений на приобретение гражданами РФ и российским ЮЛ имущества за рубежом нет. С большей сложностью сталкивается гражданин РФ на территории иностранного государства – многие устанавливают значительные ограничения на приобретение имущества иностранными субъектами (например, разрешение местных или центральных органов на покупку земли иностранцами (Австрия, Кипр, Польша, Прибалтика)). Порядок и условия приобретении имущества за рубежом полностью определяется законодательством страны места нахождения имущества.
Вещные права обладают рядом признаков, которые отличают их от обязательственных прав:
1. Вещными правами признаются только такие, которые прямо предусмотрены нормами гражданского права, т. е. лицо не вправе по своему усмотрению создавать новые разновидности вещных прав (замкнутый круг вещных прав).
Вещное право, в отличие от обязательственного, является разновидностью абсолютного права, т. е. его обладателю противостоит неограниченный круг субъектов, на которых лежит обязанность не вторгаться в правомочия носителя вещного права, не нарушать их. Обязательственные же права относятся к так называемым относительным правам, то есть они действуют в отношении тех лиц, которые вступили в данное конкретное правоотношение.
3. Для вещных прав характерно право следования. Это значит, что вещное право следует за вещью при ее переходе к другим лицам. Так собственник вещи, выбывшей из владения помимо его воли, продолжает оставаться собственником и вправе истребовать ее из чужого незаконного владения (ст.
301 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 302 ГК РФ). Также и в случае перехода права собственности на вещь к другому лицу, право залога, установленное собственником, продолжает следовать за ней.
4. Для вещных прав характерно право преимущества, в случае возникновения противоречий между вещными правами и обязательственными, приоритет всегда отдается вещным правам. Так, если у лица имеется несколько кредиторов, и они намерены наложить взыскание на его имущество, то кредитор, являющийся залогодержателем, будет обладать правом преимущества.
5. Отличительной чертой вещных прав является то, что их объектом могут служить только индивидуально-определенные вещи. Этим определяется наличие специфических способов защиты вещных прав.
КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ ВЕЩНЫХ ПРАВ
В коллизионном праве РФ нормы о праве собственности и других вещных правах сосредоточены в гл. 68 ГК РФ «Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям».
Закон места нахождения вещи – это основное правило отыскания применимого права в отношении вещных прав. Оно применяется для решения вопроса о том, может ли какая-нибудь вещь быть предметом вещных прав; определения объема вещных прав; защиты вещных прав; отнесения имущества к недвижимому или движимому (ст. 1205 ГК РФ).
По другим вопросам права собственности и других вещных прав коллизионный принцип «закон места нахождения вещи» либо несколько уточняется, либо вместо него применяются другие правила.
Возникновение, переход или прекращение вещных правопределяются коллизионным принципом «закон страны, где имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения, перехода либо прекращения права собственности и иных вещных прав» (п. 1 ст. 1206 ГК РФ).
В международных коммерческих отношениях очень часто имущество, приобретаемое по сделке, должно попасть из одной страны в другую, и момент его передачи одной стороной другой довольно растянут во времени. Коллизионное регулирование таких ситуаций исходит из применения общей привязки «закон места нахождения вещи» с некоторыми уточнениями. Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав по сделке, заключаемой в отношении находящегося в пути движимого имущества,определяются по праву страны, из которой это имущество отправлено (п. 2 ст. 1206 ГК РФ).
Аналогичные правила определения применимого права в отношении права собственности и других вещных прав содержатся в международных договорах, в которых участвует РФ. В качестве примера приведем ст. 38 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых взаимоотношениях государств – участников СНГ.
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 1129;