Происхождение государства и права

 

Власть и социальные нормы в первобытных обществах. Общие

закономерности и причины возникновения государства.

Современные теории происхождения государства и права.

 

 

Начиная изучение данной учебной дисциплины, следует вникнуть в истории происхождения государства и права.

Власть и социальные нормы в первобытных обществах.В современной литературе по археологии, антропологии и этнографии отмечается, что около 1,5-2 миллионов лет назад человек, выделившись из мира животных, жил в условиях первобытного стада.

Позднее люди объединились по родственным связям в родовые общины, что явилось основой организации первобытного общества.

Последнее характеризовалось общественной собственностью на орудия и средства производства, равномерным распределением общественного продукта между членами рода, низким уровнем развития производительных сил, отсутствием прибавочного продукта в каждой родовой общине.

Позднее рода объединялись в племена, возникали племенные объединения или союзы.

Власть при первобытнообщинном строе носила сугубо общественный характер и была основана на личном авторитете старейшин, военных вождей, жрецов, которых избирали на общем собрании всех членов рода.

Кроме того, власть основывалась на личных достоинствах и уважении каждого члена рода к опыту старших.

Вместе с тем, в силу практической необходимости и для регулирования общественных отношений между членами рода в первобытном обществе стали складываться относительно устойчивые правила поведения, обычаи, т.е. исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате их многократного повторения вошли в привычку и стали жизненной потребностью людей.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности членов первобытного общества, и действовали они в комплексе с нормами, морали и религиозных обрядов и ритуалов.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в догосударственном обществе общественная власть и социальные нормы (правила поведения) полностью соответствовали его экономическому, социальному и духовному развитию каждого члена родового общества.

Общие закономерности и причины возникновения государства.Дальнейшее развитие племенных объединений родов послужило основанием для начала разложения первобытнообщинного строя. Данный период характеризуется переходом от присваивающей экономики к производящей, который получил название неолитической революции, имевшей место 10-15 тысяч лет тому назад.

В ее основе лежали три крупных общественных разделения труда:

первое было связано с отделением скотоводства от земледелия, что привело к излишкам продуктов и последующему их обмену;

второе - отделение ремесла от земледелия и скотоводства - привело к производству большого количества продуктов (излишков), которые, как правило, сосредотачивались в руках старейшин и вождей;

третье было связано с развитием обмена, появлением рынка и купцов как отдельного социального слоя. Кроме того, возможность создания запасов продуктов приводит к появлению частной собственности отдельных семей.

Таким образом, переход от присваивающей экономики к производящей, а также имущественное и социальное расслоение общества на классы с неизбежностью требовало новых форм организации и управления обществом.

В этой связи, Ф. Энгельс в своей работе отмечал: «Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствиями - расколом общества на классы, он был заменен государством».

Следует также заметить, что именно в этот период, который у разных народов не совпадал по времени, произошло разделение путей развития человечества на «восточный» и «западный».

«Восточный» путь возникновения государства характерен для самых древних государств, которые возникли 5 тысяч лет назад в долинах таких крупных рек, как Нил, Ганг, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило резко повысить производительность труда.

Поливное земледелие требовало огромных усилий по объему работ: устройства каналов, дамб и других ирригационных сооружений. Все это определяло, прежде всего, необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления. Вместе с тем сохранились сельскохозяйственные общины, а, следовательно, и общественная форма собственности на основное средство производство - землю.

Следует заметить, что «восточный» путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

«Западный» (европейский) путь возникновения государства характеризуется тем, что ведущим фактором образования государств на территории Европы, явилось классовое разделение общества, формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства - скот, рабов и др.

Кроме того, по мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремиться ослабить роль народного собрания, с целью передачи власти своим представителем.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов и др. факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену приходит новая организационная форма общества - государство.

Основные теории происхождения государства и права. Говоря об особенностях образования права, следует отметить, что процесс возникновения государства и права протекал одновременно, в их тесной взаимосвязи.

При этом на Востоке право возникло и развивалось под воздействием религии и нравственности, основными источниками являлись различные религиозные положения, законы и поучения.

В европейских же странах наряду с обычным правом развивалось и прецедентное право.

В юридической литературе учеными-правоведами рассматриваются следующие основные теории происхождения государства.

Теологическая или божественная теория (Аквинский, Маритен, Мерсье и др.) восходит своими истоками к древнему миру. Ее сторонники считали, что государство есть продукт божественной воли, в связи с чем, государственная власть вечна и зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей.

Позиция современных теологов, сохраняя тезис о божественном происхождении государства и права, вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию к политической реальности нашего времени.

Патриархальная теория (Платон, Аристотель, Фильмер, Михайловский и др.). Они считали, что государство происходит из семьи, является результатом разрастания семьи. При этом государственная власть, по мнению сторонников данной теории, есть не что иное, как продолжение отцовской власти. Следовательно, власть государя, монарха - есть патриархальная власть главы семьи.

Договорная (естественно-правовая) теория (Гоббс, Руссо, Радищев и др.). Она объясняет происхождение государства заключением общественного договора как результата разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов.

Теория насилия (Гумплович, Дюринг, Каутский и др.). Представители данной теории считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания, а поэтому возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, т.е. путем прямого политического действия.

Психологическая теория (Петражицкий, Фрейд, Фромм и др.). Ее сторонники считали, что государство и общество есть сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений.

Суть данной теории заключалась в попытке объяснить возникновение государственно-правовых явлений и осуществление власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

Расовая теория (Гобино, Ницше и др.). Содержание данной теории составляли постоянно развивающие тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас, положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй, о делении людей на высшую расу (ее представителями являлись создатели цивилизации, которые были призваны осуществлять господство в обществе и государстве) и низшую расу (т.е. такую, которая была неспособна не только к созданию, но и к усвоению сформированной цивилизации).

В этой связи высшие расы с помощью государства и права должны были господствовать над низшими, которые должны были слепо и беспрекословно повиноваться.

Органическая теория (Платон, Спенсер, Вормс, Прейс и др.). Ее сторонники представление о государстве сравнивали с человеческим организмом.

Материалистическая (классовая) теория (Маркс, Энгельс, Ленин). Ее сторонники считали, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Учение о государстве Гегеля. Представитель немецкой классической философии Г.В. Гегель утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало - «абсолютная идея».

В данном учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, Гегель создает подлинный культ государства, полностью подчиняя ему человека.

Ирригационная (гидравлическая) теория (К.А. Виттфогель). В своей работе «Восточный деспотизм» возникновение государств, их первые деспотические формы он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджментно-бюрократического класса», порабощающего общество.

Патримониальная теория происхождения государства (Гаммер). Он считал, что государство произошло от права собственности на землю (патримониум). В этой связи из права владения землей власть автоматически распространяется на всех людей, проживающих на данной земле.

Демографическая теория. Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.

Кризисная теория происхождения государства. В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придается крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности.

Теория «инцеста» (К. Леви-Стросс). Он разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства.

Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры.

Говоря о теориях возникновения права, следует отметить, что основные учения о происхождении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя в их содержании немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования. Кратко рассмотрим некоторые теории происхождения права.

1. Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явлений. Эта теория опирается не на научные доказательства, а на веру.

2. Теория естественного права отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существует как позитивное право, созданное государством путем законодательства, так и естественное право. При этом если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права были иные. Естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

3. Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

4. Психологическая теория права (Л. Петражицкий) усматривает причины правообразования в психике людей. Право - это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». Отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше нет оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

5. Марксистская концепция происхождения права является последовательно материалистической. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики. В этом и заключается несомненное достоинство данной теории.

Таким образом, государство и право возникло в результате естественного процесса развития человечества, как результат общественного разделения труда. Существует множество теорий их происхождения, которые отражают различные стороны этого процесса.

В целом, теория государства и права является методологической основой познания основных государственно-правовых явлений, закономерностей их возникновения и развития.

Вопросы для самопроверки

1. На чем была основана власть в первобытном обществе?

2. Охарактеризуйте присваивающую экономику и производящую экономику. В чем заключается суть неолитической революции?

3. Когда и где возникли первые государства? Охарактеризуйте их.

4. Назовите основные теории происхождения государства и раскройте их сущность.

5. Как осуществлялось социальное регулирование в первобытном обществе? Перечислите основные виды социальных норм.

6. Как происходило формирование правового регулирования общественной жизни? Каковы признаки права?

 

Литература

1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

2. Аристотель. Политика. Соч. М., 1988. Т. 4.

3. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., МГУ, 1994.

4. Гегель Г.В. Философия права. М., 2008.

5. Гоббс Т. Т. 1. М., 1989. Т. 2. М., 1989. М., 1991.

6. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 1999.

7. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М., 2001

8. Платон. Государство. Соч. М., 1972.

9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1982.








Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 936;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.