Светская и духовная власть в Западной Европе

В период существования раннефеодальных империй в Западной и Центральной Европе преобладало натуральное хозяйство. Города Древнеримской империи пришли в упадок, обезлюдели. Центрами жизни стали замки феодалов и монастыри с прилегающими сельски­ми угодьями. Замки феодалов и епископов становились автономны­ми центрами власти, под защитой их стен строились храмы, сели­лись ремесленники и торговцы.

В XI—XII вв. с развитием ремесла и торговли начался рост посел­ков, возникших возле замков. Складывались новые города.

Большинство городов европейского Средневековья были небольшими, численность их жителей составляла 3-5 тыс. че­ловек. По сравнению с Константинополем, где жило более 100 тыс. человек, или русскими городами (Киевом, Новгоро­дом) с десятками тысяч обитателей, это были небольшие по­селения.

Феодалам, и светским, и духовным, было выгодно, чтобы на их землях развивались города, которые становились источником до­полнительных доходов. Со временем в городах возникла прослойка зажиточных горожан. Они начали добиваться от сеньоров уменьше­ния поборов, льгот для торговли и ремесла. Иногда эти льготы выку­пались, но чаще борьба за их признание сопровождалась восстания­ми против светских и духовных феодалов.

Постепенно наиболее крупные города обрели существенные льготы. Как правило, горожане освобождались от выполнения повин­ностей (барщины, оброка) перед сеньором. Они заменялись выпла­той ему небольшой денежной ренты и обязательством выставлять войско по его требованию. Горожане получили право избирать орга­ны самоуправления (магистрат, совет). В выборах участвовали лишь состоятельные люди, владельцы недвижимости. Сложилась наслед­ственная городская аристократия. Города подорвали монополию церкви на образование. В XI веке в Болонье (Италия) открылся пер­вый в Европе светский университет. В XII—XIII вв. университеты возникли в Париже (Сорбонна), в Англии (Оксфорд и Кембридж).

В XII—XIII вв. самоуправляющимися были многие города Север­ной Италии (Венеция, Генуя, Флоренция, Болонья, Лукка), Герма­нии (Любек, Нюрнберг, Франкфурт), Северной Франции и Фланд­рии (Амьен, Сен-Кантен, Суассон, Гент, Брюгге, Лилль, Аррас) и др.

В городах можно было получить работу, скрыться от уплаты дол­гов феодалам. (Одна из городских привилегий состояла в том, что се­ньоры не имели права преследовать зависимых от них крестьян, ес­ли они прожили «год и день» в городе.) Это содействовало притоку селян в города, где росло количество нищих и бездомных.

Города не только противостояли власти феодалов, но и стали цент­ром духовного вызова сложившимся в Европе порядкам. Здесь получили распространение так называемые ереси. Объединяющим их началом была приверженность раннехристианским воззрениям о равенстве, осуждение официальной, католической церкви, которая превратилась в крупнейшего землевладельца, вмешивалась в свет­ские дела. Еретические идеи овладевали не только горожанами, кре­стьянами и низшими священнослужителями, но и частью феодалов, недовольных церковью.

Возник слой безземельных рыцарей — младших сыновей феода­лов, которые не возражали бы против передела земель за счет цер­ковных владений. Монархи также были недовольны стремлениями Рима превратить церковь в организацию, стоящую выше светской власти.

Конфликт между светскими и духовными властями особенно обострился в XI—XII вв. Избранный в 1073 г. папой Григорий VII заявил о лишении власти епископов, назначенных Генрихом IV, императором Священной Римской империи, и потребовал пре­кратить практику подобных назначений. В ответ на отказ импе­ратора подчиниться воле папы тот отлучил его от церкви. Это оз­начало, что подданные императора освобождались от вассальной присяги, получали право не признавать его власти. Генрих IV вынужден был принести покаяние, папа заставил его ждать аудиенции три дня, стоя в рубище босиком на снегу.

Получив прощение, Генрих захватил Рим и попытался на­значить папой своего ставленника. Однако германские князья взбунтовались против императора. Лишь после смерти обоих конкурентов было заключено соглашение, по которому еписко­пов утверждали в должности и папа, и император.

Острый конфликт произошел в конце XII века между Римом и королем Англии Генрихом II. Он попытался упразднить цер­ковные суды. По его тайному замыслу был убит архиепископ, назначенный папой. В ответ на это папа отлучил короля от церкви и приостановил деятельность храмов по всей Англии. Священнослужители перестали крестить детей, венчать вступающих в брак, отпевать усопших. Король вынужден был принести покаяние.

Папа Иннокентий III (1198—1216) провозгласил себя за­местителем Христа, наместником Бога на земле, иначе говоря, носителем высшей власти в мире, стоящим выше всех свет­ских властителей.

Борьба между светской и духовной властью продолжалась с не­ослабевающей остротой более двух веков. Рим использовал не толь­ко отлучения от церкви. Орудием его политики стали крестовые по­ходы и инквизиция.








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1840;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.