Экспрессивные проявления эмоциональных реакций и состояний
В наблюдении за поведением, как уже говорилось, особую роль играют эмоциональные маркеры.
Иногда эмоциональные реакции (аффекты) бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента.
Но могут также формироваться и постепенно, долгое время оставаясь скрытыми. В этом случае существует только повышенная готовность к эмоциональной реакции, без специфических эмоциональных проявлений и без представленности в сознании. Лишь позднее появляются изменения в поведении: сначала «сопутствующие» экспрессивные изменения, позднее эмоциональный процесс распространяется на все большее число афферентных путей, все меньше места остается неэмоциональному поведению.
Эмоция, получившая достаточную силу и организованность, приобретает способность оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов. За счет этого она может быть достаточно надежно обнаружена по внешним проявлениям, прежде всего, в форме выразительных движений и эмоциональных действий.
2.4.3. Мимика, или лицевая экспрессия
Вместе с пантомимикой (т.е. выразительными движениями с помощью тела) важнейшую роль в индикации эмоциональных процессов и состояний, проявляющихся в общении, играет мимика, выразительные движения с помощью лицевых мышц.
Лицо выступает наиболее явным объектом наблюдения за испытываемыми другим человеком эмоциями. Это, пожалуй, наиболее важное средство для невербальной коммуникации, потому что через лицевую экспрессию передается значительную часть эмоций и информации. Так, в исследованиях было выделено около 1000 различных выражений лица. Лицевая экспрессия является для наблюдателя непосредственной информацией не только об испытываемых человеком чувствах, но и о его способности сохранять над ними контроль.
Больше ста лет тому назад Ч.Дарвинзаложил основу исследования роли мимических комплексов в эмоциях. На основе его наблюдений был сделан вывод, что выразительное поведение является либо последовательностью эмоций, либо их регулятором. Так, рассматривая регуляторную функцию выразительного поведения, Ч.Дарвин утверждал: «Свободное выражение эмоции с помощью внешних признаков усиливает ее. С другой стороны, подавление настолько, насколько возможно, всех внешних проявлений смягчает нашу эмоцию».
В работе Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) была выдвинута гипотеза, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий (см. рис. 2.7). То, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение. Мимические движения, возникшие из преобразованных полезных движений, представляют собой либо ослабленную форму этих полезных движений (например, оскаливание зубов при гневе является остаточной реакцией от использования их в борьбе), либо их противоположность (например, расслабление мышц лица — улыбка, выражающая приветливость, является противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств), либо прямое выражение эмоционального возбуждения (дрожь — это следствие напряжения мышц при мобилизации организма, скажем, для нападения). Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных.
Рис. 2.7. Мимические реакции животных и человека |
Кроме того, Ч.Дарвин высказал предположение, что до того как доисторические люди обрели язык, средством выражения приветствия, угрозы и подчинения была лицевая экспрессия. Именно это наследие человечества, по его мнению, объясняет, почему люди разных культур выражают базовые эмоции посредством сходных выражений лица.
Таким образом, на мимические выражения эмоций оказывают влияние три фактора:
· врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям;
· приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;
· индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду.
Идентификация мимического выражения. Исследование мимического выражения эмоций началось еще в XIX в. Еще в 1859 г. немецкий анатом Пидерит сформулировал положение, согласно которому мимическое выражение можно охарактеризовать при помощи нескольких элементарных выразительных движений. Он составил множество схематических рисунков. На основе этих рисунков Боринг и Э.Титченер создали взаимозаменяемые изображения отдельных частей лица и, комбинируя их, получили 360 схем мимического выражения.
Первая попытка рассмотреть отдельные формы мимического выражения в виде некоторого континуума, построив шкалу мимического выражения, принадлежит Р.Вудвортсу. Позднее эта шкала была усовершенствована Шлосбергом.
Р.Вудвортс |
Шкала Шлосберга является круговой. Она включает шесть основных категорий:
1) любовь, радость, счастье;
2) удивление;
3) страдание, страх;
4) решимость, гнев;
5) отвращение;
6) презрение (см. рис. 2.8.).
Рис. 2.8. Шкала мимического выражения Шлосберга. |
Чем больше расстояние между отдельными позициями на шкале, тем менее сходны соответствующие мимические выражения; но поскольку шкала имеет круговую форму, за пунктом 6 следует пункт 1, это означает, что эти выражения являются родственными. Согласно Шлосбергу, мимические выражения на этой круговой плоскости можно описать при помощи двух координат, характеризующих два основных измерения эмоций:
· удовольствие — неудовольствие (от пункта 1 до пункта 4),
· принятие — непринятие (от пункта 2,5 до пункта 5,5).
Удаление по оси от края к центру указывает на все более слабое проявление данного мимического выражения; в центре находится нулевая точка — нейтральное выражение. Дальнейшее перемещение по этой же оси в направлении края будет означать усиление противоположного выражения.
В более поздних работах Шлосберг дополнил свою схему третьим измерением, отражающим уровень активации, который он назвал измерением интенсивности. Полюса этого измерения составляют, с одной стороны, сон, с другой - напряжение. Ось этого измерения так наклонена к плоскости двух предыдущих, что максимум напряжения положительно коррелирует с состоянием неудовольствия. (Сравни с классификацией невербальных средств А.Меграбяна.)
Универсальное и уникальное в лицевой экспрессии.Когда исследователю приходится долго общаться с человеком, то определяется, что такое-то выражение лица означает у него раздражение, тогда как другое — восторг: помимо общего языка эмоций, необходимо знать еще язык индивидуальный, то есть язык мимики конкретного человека.
2.4.4. Невербальные аспекты речи
Выражение эмоций голосом, так же как и мимическое выражение, имеет как врожденные видотипичные компоненты, так и приобретенные — социально обусловленные и формирующиеся в процессе индивидуального развития компоненты. Врожденными механизмами обусловлены такие проявления, как изменение силы голоса (при изменении эмоционального возбуждения) или дрожание голоса (под влиянием волнения). При усилении эмоционального возбуждения возрастает количество функциональных единиц, актуализированных к действию, что связано с усилением активации мышц, участвующих в голосовых реакциях.
Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Одна и та же фраза в зависимости от интонации может приобретать различный смысл.
То, насколько громко произносятся отдельные слова, может служить индикатором силы чувств.
В состоянии эмоционального возбуждения обычно возрастает сила голоса, а также значительно изменяются его высота и тембр.
Иногда сильное возбуждение может, напротив, проявляться в уменьшении силы голоса (можно говорить шипящим от ярости голосом). Эта форма является следствием сочетания врожденной тенденции к усилению голоса под влиянием эмоций и приобретенной способности не издавать слишком сильных звуков.
Отдельные интонационные колебания высоты могут охватывать целую октаву.
Можно говорить уверенным и ноющим, принимающим и извиняющимся, ликующим и пренебрежительным тоном.
Тон и темп речи может многое сказать об эмоциональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбужден или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.
Выделяют шесть основных экспрессивных уровней речи, выступающих в качестве аккомпанемента речи и выступающих признаками при формальном описании невербальных аспектов коммуникаций [Хансен Дж., Стевик Р., Уорнер Р., 2000]. Это:
1. Общий уровень интенсивности. Повышенный тон обычно встречается в контексте раздражения или тревоги, пониженный тон может означат, например, недоверие.
2. Изменение интенсивности. Повышение громкости обычно свидетельствует о тревоге или раздражении, понижение может являться признаком недовольства или разочарования.
3. Диапазон. Расширение и сжатие обычного интервала между тонами произносимых фонем.
4. Напряжение. Зажатость или открытость связаны со степенью мускульного напряжения голосового аппарата: чем больше напряжение, тем явственнее эффект зажатости (“скрипучий” голос); открытость, или свобода, проявляется в гулком, раскатистом голосе, производящем впечатление авторитетности.
5. Темп. Растягивание и сокращение относятся к индивидуальному темпу произнесения слогов.
6. Общий темп. Ускоренный и замедленный темп речи, в отличие от растягивания и сокращения, применяются для оценки более объемных фрагментов речи; во многих контекстах ускоренный темп речи сигнализирует о раздражении или тревоге, а замедленный - о нерешительности.
К этим основным экспрессивным уровня речи добавляются так называемые вокальные разграничители и вокальные определители.
К вокальным разграничителям относят:
· смех;
· плач;
· прерывистость голоса.
В частности, прерывистость характеризуется особыми мускульными явлениями в голосовом аппарате, когда голосовые связки попеременно то жестко напрягаются, то расслабляются, и в результате голос «дрожит». Это указывает на активную или глубокую эмоциональную вовлеченность говорящего.
К вокальным определителям относят, прежде всего, прерывание слова твердым приступом и паузой. Это обычно означает, что под влиянием внезапно осознанной контрастной мысли или инсайта говорящий отказывается от всего или от части сказанного раннее (или хочет как-то изменить свое высказывание).
(См.: Хрестомат 2.6.)
2.4.5. Кинесика
Хотя лицо является главным источником информации при наблюдении за эмоциональными реакциями другого человека, но и тело (конечности и, особенно, кисти рук) также играют важную роль в коммуникации. Т.е. наряду с мимикой содержательные сигналы передаются также с помощью пантомимики.Пантомимика(от греч. рantоmimоs - все воспроизводящий подражанием) - выразительные движения, представленные изменениями в походке, жестах, осанке и т.д. С помощью пантомимики передается сообщение о психическом состоянии индивида, его переживаниях. Наиболее информативным является жест (выразительное движение рук), с помощью которого дополняется сообщение речевой коммуникации. При этом пантомимика мало контролируется сознанием, хотя исходно большую роль в ее формировании играют культурно обусловленные системы поведения, которые усваиваются, прежде всего, путем имитации ролей в детском возрасте. Но большинство людей не осознают, что активно пользуются сложной системой жестов и движений. Пантомимика может сопровождаться мимикой, подтверждая ее или опровергая. Другой термин, который также используется для обозначения коммуникаций посредством движений тела, - кинесика. Она определяет связь между телесными движениями и вербальной формой коммуникации.
К числу невербальных физических способов коммуникации относят прежде всего жесты и позы.
Жесты – это форма пантомимики, которая характеризуется тем, что сообщение передается при помощи рук и других отдельных частей тела (например, бровей) [Кириленко Г.Л., 1987, № 4. С. 138-147].
Жесты используются в целях иллюстрации, подчеркивания, указания, объяснения или прерывания, а значит, они связаны с вербальной коммуникацией. Жесты детерминированы строением человеческого тела, однако развиваются и конкретизируются они в межличностных и социальных отношениях.
Ряд жестов приобрел ритуализированное значение.
С одной стороны, выражения удивления, отчаяния, гнева, тревоги, удовольствия и презрения приблизительно одинаковы во всех странах мира и во всех культурах. С другой стороны, понимание их смысла зависит от знакомства с коммуникативной системой данной конкретной культуры. Жесты часто используются тогда, когда вербальные выражения были бы сочтены социально неприемлемыми.
Жесты в определенной степени контролируются сознательно, используясь для передачи информации, вместо слов или в дополнение к ним.
В экспериментальных исследованиях пантомимики удалось выявить одну отчетливую комплексную реакцию, возникающую в ответ на сильный внезапный раздражитель, прежде всего звуковой. Это так называемая реакция вздрагивания. Некоторые авторы считают, что эта реакция предшествует собственно эмоциональным реакциям. К последним можно относить лишь более развитые ее формы, которые носят явный отпечаток социальной обусловленности.
В соответствии с классификацией жестов П.Экмана и У.В.Фризена [Ekman P., Friesen W.V. The repertoire of nonverbal behavior: categories, origins, usage and coding // Semiotica. 1969, V. 1, P 49-98; Ekman P., Friesen W.V. Hand movement // Journal of Communication, 1972, V. 22, P. 353-374; Ekman P., Friesen W.V. Unmasking the Face. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1975] на основе выделения трех типов кодирования информации в общении (внутреннего, иконического и условного), были выделены следующие виды жестов:
· эмблемы-жесты, имеющие языковый эквивалент и достаточно точное значение для определенной социальной группы;
· иллюстративные жесты-движения, сопровождающие высказывание (дирижирующие, указательные, ритмические, кинетографические, пиктографические, эмблематические);
· «адапторы», способствующие снятию внутреннего напряжения (самостимулирующие, направленные на другого человека, направленные на предмет);
· «регуляторы», использующиеся для контроля и координации общения; аффективные, служащие для выражения чувств и эмоций.
Позы отличаются от жестов тем, что они обозначаются всеми частями тела человека одновременно. Поскольку позы, как правило, принимаются бессознательно, то их смысл может вступать в противоречие с содержанием слов и отдельных жестов и сигнализировать о переживаемой на самом деле внутренней эмоции.
Традиционно выделяют открытую и закрытую позы. Открытая поза, как считается, свидетельствует об открытости и восприимчивости человека. Закрытая же поза, явными маркерами которой считаются скрещивания ног или рук, свидетельствует о меньшей вовлеченности в беседу.
Некоторый наклон вперед и открытая поза, без скрещивания рук и ног - вот та телесная поза, которая обычно рекомендуется консультантам и психотерапевтам как оптимальная. Такая поза передает внимание терапевта, однако она воспринимается как ригидная, если сохраняется неизменно на протяжении длительного периода.
Позы с закрытой позицией рук оцениваются как холодные, отталкивающие, застенчивые и пассивные, тогда как позы с умеренно открытыми позициями рук оценивались как теплые и принимающие. Такая поза со скрещенными руками – и самая холодная, и в меньшей степени характерна для эмпатической установки.
Если оценивать различные варианты положения ног с точки зрения “теплоты” и “эмпатии”, то оказывается, что самой холодной и наименее эмпатичной является поза со скрещенными ногами, при которой лодыжка одной ноги лежит на колене другой ноги; однако поза, при которой колено одной ноги лежит на колене другой ноги, а также поза, при которой человек сидит “с ногами” на диване или в кресле, не оценивались как холодные и менее эмпатичные.
В свою очередь, позы с чрезмерно открытыми позициями рук часто оцениваются как нескромные и провоцирующие.
Комплексное наблюдение жестов и поз.При осуществлении наблюдения важно интерпретировать жесты и позы в их единстве, в контексте целостного невербального сообщения.
Так, человеку, испытывающему тревогу, свойственны быстрые, беспокойные движения рук и ног и дрожь в кистях рук. Самыми важными невербальными намеками, позволявшими установить наличие тревоги, были положение кистей рук, взгляд, положение губ и положение корпуса тела. Для клиентов, испытывавших тревогу, были характерны нервные движения кистей рук и нехарактерны сигнальные жесты; также для них был характерен менее продолжительный зрительный контакт с собеседником; они реже улыбались и держали корпус тела более напряженно.
Подавленный человек движется очень медленно, словно каждое движение дается ему с огромным трудом.
Замкнутый человек обычно не отводит рук далеко от своего тела и не поднимает голову.
2.4.6. Проксемика
Проксемика – это тафизическая дистанция, которую человек поддерживает между собой и другими людьми и которая является важным фактором общения. Она выражает собой то, как люди используют пространство во взаимодействии. Выделяют четыре зоны дистанции:
1) интимную;
2) личную;,
3) социальную;
4) публичную.
Для каждого типа взаимодействия двух людей существует некая оптимальная дистанция, определяющаяся пропорцией теплоты и враждебности в их отношениях:
· примерно в полуметре вокруг тела располагается интимная зона, предназначенная для возлюбленных, супруга, детей и близких членов семьи; На этом расстоянии можно прикоснуться к другому человеку, поцеловать, почувствовать запах его тела, разглядеть поры и дефекты его кожи;
· беседуя с друзьями и знакомыми, человек, как правило, находится от них на удалении от полуметра до 1 м 20 см;
· более официальные деловые и социальные взаимодействия происходят на расстоянии от 1 м 20 см до 2 м 75 см;
· в еще более официальных ситуациях (например, при переговорах с важными особами) используются дистанции свыше 2 м 75 см.
Расхождение в оценке участниками взаимодействия подходящей дистанции приводит к переживанию дискомфорта, хотя нередко люди не осознают, что послужило причиной этому. Будучи приобретенными в ходе научения, эти паттерны регуляции личного пространства, как правило, находятся за рамками сознательного контроля.
Существуют индивидуальные различия в ощущении границы личного пространства, которая переживается человеком как наиболее комфортная, поэтому некоторые психотерапевты ставят в своем кабинете несколько стульев, позволяя пациенту выбрать, где и на каком отдалении расположиться. Если терапевт работает с парами и семьями, то должно быть достаточное количество мест, а то, как члены семьи усаживаются по отношению друг к другу, может стать важной информацией о существующей в семье динамике отношений.
2.4.7. Визуальный контакт
Визуальный контакт, т.е. контакт глазами, является ключевым элементом невербальной коммуникации.
В ходе исследований был выявлен ряд особенностей визуального контакта. Так Аргайл и Кук отмечают:
· что обычно человек больше смотрит в глаза собеседнику, когда слушает, чем когда говорит сам;
· что взгляд в глаза часто используется для "передачи слова" своему собеседнику;
· что дружелюбно настроенные собеседники смотрят в глаза друг другу чаще, чем люди, испытывающие взаимную антипатию, а женщины - чаще, чем мужчины.
Визуальный контакт - это средство взаимной регуляции процесса беседы. Время, уделяемое визуальному контакту в общении, занимает от 28 % до 70 %. Недостаток визуального контакта может сигнализировать о том, что слушателю не интересно, в то время как переизбыток визуального контакта может говорить о попытке доминирования, контроля, внедрения и даже поглощения.
Визуальный контакт легко поддерживается при обсуждении приятной темы, однако собеседники обычно избегают его, когда речь заходит о запутанных или неприятных вопросах. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, это обычно значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своего сообщения говорящий, как правило, дает об этом знать посредством прямого взгляда в глаза собеседнику, как бы запрашивая его реакцию.
Некоторым людям трудно вступать в прямой визуальный контакт, и поэтому они избегают его, некоторые боятся выражения какой-то идеи или эмоции, и обсуждения определенных тем (например, таких как секс или агрессия) и отводят глаза, как только в разговоре затрагивается болезненная тема.
Для различных культурных групп характерны разные особенности визуального контакта. Так, например, англо-американцы используют зрительный контакт для того, чтобы подтвердить, что они слушают, однако в других культурах прямой взгляд и попытка уклониться от прямого зрительного контакта имеют иной смысл.
2.4.8. Единство экспрессивных выражений
При осуществлении наблюдения за сообщениями очень важно добиться одновременной фиксации и интерпретации как вербальных, так и невербальных знаков. Ни положение тела, ни движение руки сами по себе не имеют точного смысла. И невербальный и вербальный язык (язык тела и разговорный язык) взаимно дополняют друг друга. Разговорный язык сам по себе не дает полноты содержания и смысла, которые пытается выразить личность. То же касается языка тела - он также не выражает полного смысла.
Чаще всего опознавательными знаками служат не просто коммуникативные сигналы сами по себе, а их динамика изменений.
Например, слушающий какой-либо рассказ все время может сидеть, откинувшись на спинку кресла с перекрещенными руками и ногами, но когда наступает момент, когда его мнение разойдется с мнением говорящего, он может сменить позицию, готовясь высказать протест. Он может наклониться вперед, разомкнуть перекрещенные руки и ноги. Перед тем как возразить, слушатель может поднять одну руку с указательным пальцем вверх. Когда он закончит, то снова откинется назад в первую позицию и перекрестит руки и ноги - а, возможно, и перейдет в третью, более восприимчивую позицию, когда руки и ноги не будут перекрещены при отклонении назад, что сигнализирует об открытости в обсуждении.
Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1888;