Соотношение мифологии и религии
Вопрос о соотношении мифологии и религии занимает заметное место в исследованиях как религиоведческого, так и мифологоведческого толка. Исходное соотношение мифологии и религии трактуется в двух основных вариантах:
- мифология в качестве некоего «протосознания» исторически предшествует религии, становление которой происходит позднее и во многом на мифологическом материале;
- религия первична по отношению к мифологии, последняя есть лишь компонент религиозного культа, либо может пониматься как сила из ранних форм религиозных верований.
Все остальные интерпретации, как правило, сводятся к этим двум.
Связи мифологии и религии не исчерпываются ранней стадией истории человеческого общества, а существуют и сосуществуют на протяжении всего культурно-исторического процесса.
Если для мифологии характерна нерасчлененность мышления, то религия предполагает известную дифференцированность мышления, различение естественного и сверхъестественного, при обязательной вере в особую роль сверхъестественного в человеческой жизни. В таком контексте мифология рассматривается как свод сюжетов, составляющих религиозное учение, а сами вероисповедные идеи и образы воспринимаются как мифы. Иными словами, мифы становятся религиозными мифами. Характерным подтверждением является отождествление мифологического и религиозного в христианстве.
Изучение религиозных мифов подводит нас к проблеме становления и эволюции религиозного сознания. Мифология здесь служит первоначально ступенькой, моментом перетекания первобытного синкретического мышления в собственно религиозное. Догматы и вероучительные сюжеты можно рассматривать как «инфильтрацию» мифологического компонента в религиозное сознание, «свернутый» миф, а сами мифы – как своего рода культовый текст.
Архаическая мифология не знает (и в этом ее принципиальное отличие от религии) противопоставление земного – «неземному», и видимого – «невидимому». В ней не обнаруживаются какие-либо персонажи или явления, стоящие за пределами человеческого, слитного с природным, в котором «профанное» и «сакральное», субъективное и объективное соприсутствует в нерасчлененной форме. Иными словами, мифологическое сознание исключает идею «сверхъестественного» как чего-то внеположенного человеческому бытию. Более того, все окружающее воспринимается через миф как сопричастное человеку, не распадаясь на поддающееся освоению и неподвластное.
Иной оттенок приобретает феномен мифа в контексте сознания религиозного.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 3227;