Основные характеристики мифологического мировоззрения
Под мифологией понимается система взглядов, основанная на иррациональном способе восприятия и отражения мира, специфический тип сознания, характерный преимущественно для первобытной стадии развития, но сохраняющей своё культурно-регулятивное значение и позднее; в преобразованных формах мифологический тип сознания остаётся актуальным практически для всех эпох.
Мифология — 1) совокупность мифов в культуре, 2) учение о мифах как способе понимания природной и социальной действительности.
Мифология представляет собой явленную человеку в непосредственной данности и в чувственной целостности действительность.
Какие же особенности отличают мифологическое сознание?
- В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии (природа, общество и человек слиты в единое целое).
- Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее «за ним» явление или понятие.
- Миф живет в своем особенном времени – времени «первоначала», «первотворения» («время оно»), к которому неприложимы человеческие представления о течении времени (священное время). То же самое относится к восприятию пространства как священного [цикличность восприятия времени и пространства].
- Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из особой реальности.
По словам А. Ф. Лосева, «миф это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут».
Классическая мифология не исчезает, а сосуществует с иными мировоззренческими парадигмами; зона её функционирования локализуется преимущественно в приватной (и отчасти тайной) неконвенциональной (осуждаемой официальными религиями) мистике, магической и гадательной деятельности, отчасти в течениях оккультизма и т.п.
Мы наблюдаем две тенденции в мифологизации сознания:
1) Демифологизация — ведущая тенденция «развенчания власти мифа», «освобождения от мифического плена», характерная доминирующая тенденция современности. Она отражает стремление с помощью рациональной критики мифологического мировоззрения, построения теоретического мировоззрения — прежде всего, философского и научного — выйти из-под влияния мифических предрассудков, догм и верований. Основанием такого отношения к мифу служит уверенность в том, что «расколдование мира» научно-теоретическим разумом есть закономерное развитие истории, движущейся «от мифа к логосу», от наивности «детского сознания» к рациональной картине мира.
2) Ремифологизация — стратегия интерпретации мифа как значимого, автономного, ценного опыта и универсального культурного принципа. С таких позиций обращаются к исследованию мифа романтизм и символизм. Исходные установки здесь противопложны доминирующему принципу теоретической рациональности: логического упорядочения, прояснения причинных связей, редукции (сведения) к интеллектуальным очевидностям и т.д. Спонтанность свершения, жизненный порыв или воля, желание рассматриваются здесь как более фундаментальные начала бытия и познания, проявляющие себя в многоразличных формах, и прежде всего в мифе. Реабилитация художественно-эстетического мира, мира образов, чувственных созерцаний и интуиции позволяет по-новому представлять себе мифическое.
Одновременно в новое и новейшее время появились некоторые феномены массового политического и национального сознания, внешне напоминающие явления мифологической культуры первобытности в её наиболее выраженном – шаманском – проявлении («синдром толпы», экстатические формы выражения национальных и политических чувств, повышенная мистифицированность в этих и иных сферах, вера в кумиров, НЛО и т.п.). На самом деле эти явления имеют совершенно иное происхождение, смысл, структуру и пр., хотя своими корнями они уходят в глубины первобытного сознания. Некоторые приёмы из практики мифологии, мистики и шаманизма успешно используются современной массовой культурой.
Гораздо ближе к аналогам с мифологическим сознанием бывают некоторые интеллектуально-образные проявления психически больных людей (с чем связан особенный интерес именно психологов к этой теме).
Разумеется, мифологическое сознание – это не массовое психическое заболевание людей эпохи первобытности, а древнейшая форма универсального упорядочивания мира, ощущения конечности собственной жизни и т.п. По всей видимости, специфическая синкретичность мировосприятия, на которой базируется мифологическое сознание, является для человека тем предельно комфортным образным упорядочением мира, которое в критических ситуациях срабатывает как последняя возможность сохранения его психического равновесия.
Мифология, таким образом, базируется на использовании человеческого сознания к воображении, к проективной деятельности этого сознания. Проекты действий, которые рождаются в сознании людей, были предельно конкретны: как изготовлять инструмент, как охотиться, как совершать обряд и пр. Миф и стал моделью мира, бытия в целом, фантастическое удвоение мира, взятым в устойчивых, всеобщих чертах, и поэтому всегда возвышался над случайными фрагментами индивидуальной жизни.
Мифология по своей природе претендует на абсолютность утверждаемого ею миропонимания, а значит, требует от каждого индивида безусловного принятия данной системы идей и чувствований, их передачи в неприкосновенности из поколения в поколение. Все дело в том, что первобытный человек не имел другого мировоззрения, кроме мифологического – оно одно и единственно.
В мифах человеческая фантазия создавала проекты несуществующего, но подобного существующему, не осознавая принципиальной разницы между реальным и воображаемым: ведь для первобытного сознания в мире нет ничего невозможного, нет чуда, нет мистики, все воображаемое или уже свершилось, или способно свершиться.
И, тем не менее, в культуре рождалась потребность в обобщенных представлениях бытия, картинах мироздания, охватывающих жизнь природы, общества и человека, их происхождение и взаимосвязь. Поэтому не только осуществимые «проекты будущего», но и фантасмагории содержали рациональные черты и зерна понимания мира, природы, человека, общества.
Процесс формирования функциональных способностей левого полушария был длительным, он не завершился и в первобытности, и в традиционной культуре феодального общества. Мировосприятие людей сохраняло, при всех его модификациях, мифологически-религиозный характер, т.е. опиралось на работу правого, а не левого полушария. Мощь фантазии, неподконтрольной разуму деятельности воображения, оказывалась безграничной: так рождалась мифология, становившаяся господствующей формой общественного сознания.
Мифотворческая сила фантазии непосредственно опиралась на работу правого полушария, поскольку создаваемые им образы имеют конкретно-чувственную, а не абстрактную форму, однако предстают они как якобы созерцаемые, то есть только воображаемые. Поскольку же эти плоды деятельности фантазии эмоционально окрашены и обращены к переживанию, не отделимому от понимания, они становятся художественными образами. В сущности, мифология есть не что иное, как художественно-образный способ освоения действительности, воспринимаемый, однако, как ее адекватное описание, т.е. не осознаваемое в своей фантастичности освоение действительности народной фантазией. В данном отношении онтогенез повторяет филогенез – у ребенка художественно-образное мышление опережает развитие абстрактного, левополушарного. Оно не становится мифологическим только потому, что этому мешают разъяснения взрослых.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 2658;