Поэтический синтаксис
Общий характер творчества писателя накладывает определенную печать и на его поэтический синтаксис, то есть на его манеру построения словосочетаний и предложений. Именно в поэтическом синтаксисе проявляется обусловленность синтаксического строя поэтической речи общим характером творческого дарования писателя.
Поэтические фигуры языка связаны с особой ролью, которую играют отдельные лексические ресурсы и изобразительные средства языка.
Риторические восклицания, обращения, вопросысоздаются автором, чтобы сосредоточить внимание читателей на явлении или проблеме, о которой идет речь. Таким образом, они должны привлечь к ним внимание, а не требовать ответа («О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?» «Знаете ли Вы украинскую ночь?», «Любите ли вы театр?», «О Русь! Малиновое поле...»).
Повторы: анафора, эпифора, стык.Относятся к фигурам поэтической речи и представляют собой синтаксические конструкции, основанные на повторении отдельных слов, несущих основную смысловую нагрузку.
Среди повторов выделяются анафоры, то есть повтор начальных слов или словосочетаний в предложениях, стихах или строфах («Я вас любил» -А.С. Пушкин;
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья,
И вечной правды торжеством. - М.Ю. Лермонтов).
Эпифора представляет собой повторение заключительных слов или словосочетаний в предложениях или строфах - «Вот приедет барин» Н.А. Некрасова.
Стык – риторическая фигура, при которой происходит повтор слова или выражения в конце одной фразы и в начале второй. Чаще всего встречается в фольклоре:
Повалился он на холодный снег
На холодный снег будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору... – (М.Ю. Лермонтов).
Но используется авторами и в художественной литературе как прием:
О весна, без конца и без края,
Без конца и без края мечта... – (А.А. Блок).
Усиление представляет собой расположение слов и выражений по принципу их возрастающей силы: «Я говорил, убеждал, требовал, приказывал». Авторам требуется эта фигура поэтической речи для большей силы и выразительности при передаче изображения объекта, мысли, чувства: «Я знал его влюбленным нежно, страстно, бешено, дерзко, скромно...» - (И.С.Тургенев).
Умолчание – риторический прием, основанный на пропуске в речи отдельных слов или словосочетаний (чаще всего это применяется, чтобы подчеркнуть взволнованность или неподготовленность речи). – «Есть такие мгновения, такие чувства... На них можно только указать ... и пройти мимо» - (И.С. Тургенев).
Параллелизм – представляет собой риторический прием – развернутое сопоставление двух или нескольких явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях. –
Что затуманилась, зоренька ясная,
Пала на землю росой?
Что ты задумалась, девица красная,
Очи блеснули слезой? (А.Н. Кольцов)
Парцелляция– расчленение единой синтаксической структуры предложения с целью более эмоционального, яркого его восприятия читателем – «Ребенка нужно учить чувствовать. Красоту. Людей. Всё живое вокруг».
Антитеза (противопоставление, противоположение) – риторический прием, в котором раскрытие противоречий между явлениями обычно осуществляется при помощи ряда антонимических слов и выражений.-
Черный вечер, белый снег... – (А.А. Блок).
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.
Я царь – я раб, я червь - я бог! (А.Н. Радищев).
Инверсия - необычный порядок слов в предложении. Несмотря на то, что в русском языке нет раз и навсегда закрепленного порядка слов, тем не менее есть привычный порядок. Например, определение стоит перед определяемым словом. Тогда лермонтовское «Белеет парус одинокий В тумане моря голубом» представляется необычным и поэтически-возвышенным по сравнению с традиционным: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Или «Миг вожделенный настал: Окончен мой труд многолетний» - А.С. Пушкин.
Союзы также могут служить для придания речи выразительности. Так, бессоюзиеобычно используется для передачи стремительности действия при обрисовке картин или ощущений: «Катятся ядра, свищут пули, Нависли хладные штыки...», или «Мелькают мимо фонари, Аптеки, магазины моды... Львы на воротах...»- А.С. Пушкин.
Многосоюзие обычно создает впечатление раздельности речи, подчеркивает значимость каждого отделенного союзом слова:
Ох! Лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. - А.С. Пушкин.
И плащ, и стрела, и лукавый кинжал -
Хранят повелителя годы. - М.Ю. Лермонтов.
Соединение бессоюзия с многосоюзием - также средство эмоциональной выразительности для автора:
Бой барабанов, крики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон. - А.С.Пушкин.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 2984;