Элементы стиховедения

Одним из средств словесно-образного воспроизведения жизни является организация поэтической речи. Произведения в зависимости от способа организации разделяются на прозаические и стихотворные.

Основу организации стихотворной речи составляет ритм.(от древнегреческого «rhythmos» - мерность, складность, стройность в движении). Ритм является главным определителем речевого членения всех стихотворных произведений.

Определителем внутренней организации стихов, связанным с фонетическими особенностями данного национального языка и культурно-историческими традициями, является метр, то есть стихотворный размер, определяемый ритмическим упорядочением повторов внутри стихотворных строк.

Разнообразие метрики стихов определило формирование различных систем стихосложения.

Античное стихосложение характеризуется как метрическое -основное значение в нем имеет долгота и краткость гласных звуков. Поэтому в нем простым ритмическим измерителей стиха стала мора (единица времени, необходимая для произнесения краткого слога), долгий слог, в свою очередь, составлял 2 моры.

Стопа стала основным ритмическим элементом античного стиха и представляет собой сочетание долгих и кратких слогов, которое равномерно повторяется в стихе и обуславливает его внутренний ритм. В античном стихосложении было известно около 30 различных стоп, самые известные среди них - хорей (трохей), ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

Хорей /-; Ямб -/; Дактиль /- -; Амфибрахий -/-; Анапест --/.

Состав и количество стоп характеризовали различные метры (стихотворные размеры), самый известный из которых гекзаметр - стихотворный размер, состоящий из шести стоп, первые пять из которых были дактилические, а последняя - шестая - хореическая ( /-- /-- /-- /-- /-- /-)

Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Страшный, который археянам немало горя содеял.

 

В шуме бушующих волн, воздымаемых силою бури,

Мало из мутносоленой пучины на твердую землю

Их, утомленных, изъеденных острою влагой, выходит. - (Гомер).

В русском языке, имеющем другую фонетическую систему, чем древнегреческий, долгие и краткие гласные звуки заменены ударными и безударными при переводе.

Такую строчку трудно было произнести целиком на одном выдохе, поэтому было введено понятие цезуры,постоянного, обязательного слогораздела, делящего стих на два ритмически равных друг другу полустишия (чаще всего для усиления ритмичности точное местонахождение цезуры не устанавливается).

Метрическое стихосложениенеразрывно связано с музыкой и сочетало речевую выразительность с музыкальной.

Тоническое стихосложениесвязано с русской народной стихотворной традицией, так как в русском языке произнесение слогов характеризуется не длительностью, а ударностью или безударностью, которая выделяется при помощи тона, то есть ударения.

В основу ритмического строя русского народного стиха был положен принцип соизмеримости соотносимых друг с другом стихов по количеству в них ударений, то есть тонический.

Это означало, что:

- в качестве основы ритмического строя народного стиха бралось одинаковое количество ударных слогов (смысловых ударений);

- вокруг ударных (основных) слогов более или менее связано в отношении их количества и места группировались остальные слоги;

- наряду с основными ударными слогами в словах с главной смысловой нагрузкой существовали ещё так называемые ритмические ударения (что создавало ритм напева) - «Во поле березонька стояла»;

- народный стих характеризовался повторением ряда служебных слов, освобождением отдельных слов от ударений и частым введением восклицаний:

И опричник молодой застонал слегка, 3-7-10-12

Закачался, упал замертво; 3-6-7

Повалился он на холодный снег, 3-5-8-10

На холодный снег, будто сосенка, 3-5-8

Будто сосенка во сыром бору 3-8-10

Под смолистый корень подрубленная. 3-6-9 - М.Ю. Лермонтов.

Таким образом, мы видим, что ритм при тоническом стихосложении основывается на соизмеримости количества и силы основных ударений в соотнесенных друг с другом стихах.

Силлабическая система (или слоговая) в качестве принципа ритмической организации стихов основывается на равном количестве слогов в них. Это возможно только в языках с фиксированным ударением в слове. В языках с беглым (свободным) ударением, как в русском языке, силлабическая система непригодна, так как подлинная ритмическая соизмеримость невозможна.

Антиох Кантемир был первым в русской поэзии, кто попробовал соединить тоническую и силлабическую системы, придумав 13-сложный стих с цезурой после 6 или 7 слогов. Он делил стих на 2 полустишия с обязательным ударением в конце первого полустишия, женской рифмой и смежной рифмовкой:

Наука ободрана,/ в лоскутах обшита,

Изо всех почти домов/ с руганием сбита.

Знаться с ней не хотят,/ бегут её дружбы,

Как страдавший на море / корабельной службы.

В результате деятельности А.Кантемира, а также В.Тредиаковского и М.В. Ломоносова возникла силлабо-тоническая система стихосложения, то есть слого-ударная, использовавшая принцип равномерного чередования ударных и безударных звуков и имевшая в основе принцип строения русского народного стиха (то есть соизмеримость соотносимых стихов по количеству и расположению ударных слогов).

Ритмическими единицами силлабо-тонического стихосложения являются соотносимые между собой стихотворные строки (стихи), имеющие внутри повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов. Единицами измерения повторяющихся сочетаний являются стопы, но деление на стопы в русскоязычном силлабо-тоническом стихе условно.

Стопа в силлабо-тоническом стихосложении - сочетание ударного слога с примыкающими к нему безударными. Но так как в русском языке есть многосложные слова с одним ударением, свободное ударение, то иногда ударение со служебных слов и местоимений переносится на другие. Если ударение переносится вперед, то это энклитика,если назад - проклитика, появляются также двусложные стопы, не имеющие ударных слогов - пиррихий, и стопы, имеющие два ударных слога вместе - спондей.

Существует пять размеров русского классического стиха:

Хорей -двусложный размер, первый слог ударный, второй - безударный (/-) Пример хорея с пиррихием:

Ночевала тучка золотая --/-/---/-

На груди утеса-великана. --/-/---/-

Утром в путь она умчалась рано, /-/-/-/-/-

По лазури весело играя. --/-/---/-

Ямб -двусложный размер, первый слог безударный, второй - ударный (-/). Пример ямба:

Мой дядя самых честных правил, -/-/-/-/-

Когда не в шутку занемог, -/-/---/

Он уважать себя заставил---/-/-/-

И лучше выдумать не мог.-/-/---/

Дактиль -трехсложный размер с ударением на первом слоге (/--):

Ранними летними росами /--/--/--

Выйдем мы в поле гулять, /--/--/

Будем звенящими косами /--/--/--

Сочные травы срезать. /--/--/

Амфибрахий - трехсложный размер с ударением на среднем слоге (-/-):

Есть женщины в русских селеньях, -/--/--/-

С спокойною важностью лиц, -/--/--/

С красивою силой в движеньях, -/--/--/-

С походкой, со взглядом цариц. -/--/--/

Анапест -трехсложный размер с ударением на третьем слоге (--/):

Ночь холодная мутно глядит --/--/--/

Под рогожу кибитки моей, --/--/--/

Под полозьями поле скрипит, --/--/--/

А ямщик погоняет коней. --/--/--/

 








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1775;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.