Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).
Закон единства и борьбы противоположностей, вскрывает самое основное в развитии — его источник, каким является противоречие (единство противоположностей).
Противоположности— это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно:
а) и неразрывно связаны;
б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении;
в) взаимопроникают и — при определенных условиях — переходят друг в друга (положительное и отрицательное, ассимиляция и диссимиляция, теория и практика, материальное и идеальное и др.)
Единство (тождество) противоположностей образует противоречие(диалектическое).
Суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.
Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия.
По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами— тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.
Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Например, существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; -их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. Различие— это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каждое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто цельное только в своем единстве.
Каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции: например, положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, реакции соединения и разложения в химии, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого процесса, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимопредполагать, взаимодополнять друг друга.
Источником всякого движения и развития является взаимодействие «укоренных» в саму суть бытия противоположностей: например, взаимодействие ядра с противоположно заряженными электронами-является причиной движения, вращения электронов вокруг ядра, а без движения электронов сам атом не может быть устойчивой системой.
Закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.
Методологическая роль закона единства и взаимодействия противоположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выделение и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мысленный анализ его элементов есть одна из существенных сторон диалектики познания.
Можно также выделить различные виды борьбы противоположностей внутри цельного явления:
- борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
- борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
- антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
- содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
- солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
- нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
Контрольные вопросы
1. Как можно вкратце определить сущность диалектики?
2. Какие Вы знаете основные исторические формы диалектики?
3. Что такое псевдодиалектика?
4. Какими основными признаками должен обладать закон?
5. Каковы основные принципы диалектики?
6. Какой закон является «ядром» диалектики и почему?
7. Какой закон раскрывает механизм развития?
8. В чем заключается спиралиевидный механизм развития?
9. Что такое «скачок» в развитии?
10. В чем заключается смысл категории «снятие»?
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
1. Единство и различие объективной и субъективной диалектики.
2. Единство диалектики, логики и теории познания.
3. Основные исторические формы диалектики.
4. Противоречие, антагонизм и компромисс.
5. Противоречия в развитии общества.
6. Специфика качественных скачков в науке.
7. Особенности скачков в общественном развитии.
8. Социальная революция как высшая форма разрешения антагонистических противоречий.
9. Основные категории диалектики.
10. Детерминизм и синергетика.
11. Эволюция, революция и контрреволюция.
12. Критерий общественного прогресса.
13. Диалектика возможности и действительности в современную эпоху.
14. Преемственность и новаторство в искусстве.
15. Саморазвитие как личностная проблема.
16. Категория «мера» и проблема человеческих взаимоотношений.
17. Основные виды псевдодиалектики: эклектика, софистика, релятивизм.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
1. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.,1984.
2. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.,1997.
3. Кедров Б.М. О методе изложения диалектики. Три великих замысла. М.,Мысль,1983.
4. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания.М.,1973.
5. Ленин В. И. К вопросу о диалектике. // ППС, т.29, с.316 -317.
6. Ленин В. И., Карл Маркс. Раздел «Диалектика». // ППС, т.26.
7. Ленин В. И. Еще раз о профсоюзах. // ППС, т.42.
8. Энгельс Ф. Анти - Дюринг. Отдел 1. гл. 12, 13. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.20.
9. Энгельс Ф. Диалектика природы. Старое предисловие к «Анти - Дюрингу». О диалектике. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.20.
РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1490;