Предпосылки возникновения философии Возрождения и ее характерные черты.
Термин Возрождение или Ренессанс был введен Джузеппе Вазари, известным итальянским живописцем, архитектором и историком искусства, для обозначения переходной эпохи между Средневековьем и Новым Временем. Хотя идея обращенная к античности сложилась еще в позднем средневековье, деятели Возрождения не думали о слепом подражании античности, а считали себя продолжателями искусственно прерванной античной истории.
Широко распространена трактовка Возрождения (особенно с 18в.) как начало эпохи гуманизма и стремление человека к свободе от тех ограничений, которые на него наложила средневековая церковь. Возрождение отделялось от Средневековья тем, что в течении этой эпохи происходит постепенное освобождение наук и искусства от опеки богословия, зарождается национальная литература и модифицируется христианская этика.
Но Возрождение отличается и от Нового времени. Несмотря на самостоятельность в сфере наук и искусства, культура этого времени не может обойтись без авторитетов, без мировоззренческой опоры в прошлом. Такой опорой и выступила Античность.
Античность для новой эпохи являлась образцом, идеалом прекрасной жизни, прекрасных чувств и прекрасного искусства. Из-за переходного периода в исторической культуре трудно ограничить эпоху Возрождения определенными хронологическими рамками. Иногда это время определяют так: от Данте до Микеланджело. Оно охватывает приблизительно 2.5-3 века. От раннего гуманизма 14 века до натурфилософии конца 16 начала 17 века.
Эта эпоха началась в Италии в ее городах государства, в чем-то аналогично полисам Древней Греции. Затем переносится во Францию и другие страны севера Европы. В 15-16 веках Возрождение распространилось на север страны, территориально близкие к Италии, но существующие в более суровых климатических условиях.
В конце 16 начала 17 века Возрождение достигает Германии, Англии, Нидерландов. Особенностью северного Возрождения было сильное влияние прогрессивных достижений итальянской гуманистической культуры.
Эпоха Возрождения - эпоха возникновения нового искусства, первых шагов современного естествознания, становление национального государства, возникновение новых политических и социальных концепций, и появление социалистических утопий. И хотя эта эпоха не оставила великих философских систем, но зато обосновала идею доверия естественному человеческому разуму и заложила основу философскому, свободной от религии, мировоззрению.
Эпоха Возрождения - период синтеза философии, искусства и науки. И поэтому она создает определенные предпосылки возникновения:
- экономические - кризис феодализма, развития ремесла и торговли, усиления городов, превращения их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимо от феодалов и церкви. Растущее влияние утверждавшегося капиталистического строя, движущая сила которого - частная собственность на общественное создание культуры и мораль общества;
- социальные - наличие городского населения в среде которого формировалась светская культура с ее духом свободы и раскрепощенности индивида;
- политические - укрепление, централизация европейских государств,
усиление светской власти, появление первых парламентов;
- географические - великие географические открытия Колумба, Васко де Гама, Марка Поло, Магеллана, которые принципиально изменили географию. Кругосветные путешествия Магеллана опровергали античное средневековое представление о том, что Земля является плоской, доказав что существует шар. Цивилизацию средних веков называли морской, поскольку она развивалась вокруг двух морей Средиземноморского и Балтийского; Возрождение открыло новую эпоху - океанскую. Два богатых континента Западного полушария были открыты для освоения старым светом. Таким образом, эпоха Возрождения совпала с открытием нового света и повторным открытием Античности;
- научно-технические - бурное развитие науки (естествознания) и значительного рост ее авторитета. Научно-технические открытия, изобретения огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа и телескопа, а также открытия в области медицины и астрономии. В 16-17 веках произошла революция в астрономии, изменившая космологию. На смену представления о том, что центром мира является Земля (геоцентризм), пришли представления о центральном положении солнца (гелиоцентризм) Николай Коперник, Галилео Галилей, и даже о том, что во Вселенной нет никакого центра (ацентризм) Джордано Бруно. В работах Иогана Кеплера и Галилео Галилей получил обоснованный экспериментальный метод, ставший основой новой науки.
-духовные предпосылки - отставание от жизни, кризис церкви и схоластической (церковной) философии. Изобретение книгопечатания привело к увеличению уровня образованности в Европе в целом. Языком эпохи становится латынь. Сюда же относится влияние передовой античной мысли, в которой имело место обращение к теме человека, как к уникальному явлению космоса, призванному к особой созидательной миссии.
Характерные черты.
- антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безупречные возможности и достоинства, в его духовный и физический потенциал, стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
-антицерковная и антисхоластическая направленность - оппозиционность к церкви и церковной идеологии, т. е. отрицание не самой религии и Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также критика застывшей догматически обслуживающей интересы церкви философии – схоластики;
-принципиально новое,научно-материалистическое понимание окружающего мира. Шарообразности, а не плоскости Земли, ее вращение вокруг Солнца, а не наоборот;
-большой интерес к социальным проблемам общества и государства. Создание политических учений, основанных на жизненной практике и предлагающих утилитарно-прогматические решения проблем управления общества. В сфере социально политических воззрений Возрождения особое место занимает утопизм, предлагающий человечеству идеальные модели современного общества (Томас Мор и Томмазо Кампанела) Широкое распространение идеи социального равенства и теории естественных прав человека;
-торжество индивидуализма - эта эпоха создала тип культурного индивидуализма, который имеет общечеловеческое значение. Гуманистический индивидуализм ориентирован не на практическую, экономическую деятельность, а на духовную культуру. Сущность его заключается в концепции индивидуального совершенствования личности, путем приобщении к культуре. Цель человеческой жизни усматривается теперь в творчестве, в служении людям и обществу, а не только в служении Богу;
-жизнеутверждающий и оптимистический характер эпохи, а также ярко выраженная эстетическая художественная направленность. Человек творец начинает рассматриваться как соавтор бога-творца. Отсюда и стремление изобразить человека как воплощение духовно и физически гармоничного. Неслучайно символом эпохи Возрождения является Леонардо Да Винчи, представляющий собой идеал всесторонне развитой личности.
Натурфилософия и наука, их предпосылки, идейное содержание и
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1268;