Мировоззренческое значение.
В рамках эпохи Возрождения стала очевидной глубокая ломка, сложившаяся в средние века теологической картины мира (теоцентризм). Наибольший вклад в такой поворот внесла натурфилософия и естествознание Возрождения. (Н.Коперник, Дж. Бруно, Н. Кузанский, Г.Галилей, И. Кеплер). Как и в целом, общественная мысль того времени, она выразила ситуацию противоборства религиозной средневековой догматики и формирующегося научного мышления. Явный поворот к теме природы означал переход от догм теоцентризма к новой картине мира, более рациональной и аргументированной.
Цель науки Возрождения состояла в том, чтобы от мертвых абстракций и комментирования сочинений других авторов(библейских пророков и отцов церкви) перейти к живому наблюдению вещей. В науке это сразу дало громадное увеличение нового материала и новых сведений. Новые условия побуждали обращаться к точному знанию и эксперименту. Соответственно наибольший спрос обращается на такие отрасли знания как математика и геометрия, механика и астрономия, однако позиции науки тогда еще не окрепли, а религия по-прежнему была весьма влиятельна. Своеобразной формой борьбы и компромисса между ними стал пантеизм (всебожие), утверждающей идею растворенности Бога в природе и во всех ее вещах. «Бог внутри природы, а не вне ее». Этот тезис стал доминирующим в эпоху Возрождения. Пантеизм занимал промежуточное положение между идеализмом и материализмом. Различаются пантеизм материалистического и идеалистического толка. В материалистическом Бог растворяется в природе (Дж.Бруно), а в идеалистическом природа растворяется в Боге (Н.Кузанский).
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 619;