Особенности античной философии
1.Прежде всего, античная философия космологична. Космос выступает ее абсолютом. Пифагор впервые назвал вселенную словом «Космос». Космос по-гречески это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее хаосу, упорядочностью гармонией и красотой.
2. Философия античности смело можно назвать космоцентричной, т.к. Космос по представлению греков является прекрасно устроенным, гармоничным и совершенным целым. Космологизм в греческой философии предполагает и антропоцентризм, так как характерной чертой античной философии является вера в безграничные возможности и творческие способности человека, осознание ценности и красоты человеческой личности. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты - с человеческим телом.
Антропоцентризмантичной культуры предполагает культ тела человека. Вспомним, что, идеализируя богов, греки представляли их в человеческом образе и наделяли высшей телесной красотой, считая тело человека наиболее совершенной формой. Следует подчеркнуть, что антропоцентризм имеет более глубокий смысл, нежели только соответствие с человеческим телом. Античный грек стремился походить на титанического человека, героя, что возвышало человека и приобщало его к высокой духовной культуре.
Отсюда и идеал совершенного, гармоничного человека, соединяющего в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, что достигалось единством развития физического, умственного и духовного. Но необходимо отметить, что однако человек в качестве отдельной проблемы не попадает в центр интересов) философии, так как человек рассматривается лишь как органическая часть Космоса. Для соотношения человека и Космоса вырабатываются категории микрокосм и макрокосм, подчеркивающие, что человек не только часть космоса, но как бы его уменьшенная модель. Отсюда вытекает третья особенность античной философии.
3. Основными проблемами философии является онтологические проблемы (онтос-сущее, бытие), т.е. проблемы бытия, в то время как проблемы антропологические, (те. проблемы человеческого существования), проблемы гносеологические, (т.е. проблемы познания) только намечаются и не выходят на передний план. Общество так же не является центральной проблемой, а рассматривается как часть общего мирового порядка, поэтому греческие философы строили умозрительные, наиболее гармоничные, т.е. соответствующие этому порядку модели общественного устройства.
4. Четвертая особенность - это поиск первоосновы мира, поэтому одной из важных проблем является категория субстанции, выражающая первооснову бытия. В начале субстанция понималась как телесная вещественная первооснова (Милетская школа). Затем представление о субстанции видоизменилось в сторону большой абстрактности - атомистическая теория Демокрита, где атомы Демокрита рассматриваются уже как чувственно не воспринимаемые структурные единицы бытия.
5. Пятая особенность состоит в том, что античная культура - это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал Космос, воспринимая его таким как он есть, но восприняв его, греки должны были доказать, просчитать и вычислить все, что в начале утверждалось умозрительно и принималось на веру. Отсюда и наличие канона, т.е. совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры. Греческий скульптор Поликлетсоздал труд «Канон». А так же особо высокая ценность роли математики в познании. Во многих философских системах математические знаки считались тем языком, которым написана Вселенная, и который должен прочитать философов. Таким образом, греки приближали математику к формам бытия.
6.Греческая философия не может быть понята без эстетики, т.е. теории красоты и гармонии. Уже в самом общем подходе к миру, природе и Космосу античный грек утверждал эстетические категории - это красота, мера, гармония. Прекрасное считалось атрибутом мирового устройства Красота и порядок взаимосвязаны. Они пришли на смену хаосу и противоположны ему. Космос же наделенный гармонией, может быть уподоблен и музыкальной гармонии.
7. Следующая особенность - античный пантеизм, в котором Космос мыслился как абсолютное божество, в котором только античным богам доступны законы природы. С другой стороны, Космос- это дом в котором живет человек, а античные боги предельно антроморфны и вследствие этого понятны человеку и доступны влиянию людей-героев.
8. Восьмая особенность - политеизм (многобожие). По представлению античности все создано богами, но сами боги - это обобщение материальных стихий. В античности не боги создают мир, а мир создает богов. Поскольку, земля (Гея) породила все, в том числе людей и богов. Но во многих философских системах появляются уже элементы атеистических воззрений.
Контрольные вопросы
- В чем отличие философии от мифологии?
- Назовите известные Вам древнегреческие школы и направления.
- Что нового в математику внесли древние греки (по сравнению с математикой древнего Египта)?
- Какая философская проблема была поставлена представителя ми Милетской школы?
- Что Вы можете сказать о диалектике Гераклита?
6. Что такое бытие в философии Парменида?
7. Выразите суть апорий Зенона.
8. Что, на Ваш взгляд, позволяет понять в «устройстве» мира принцип атомизма?
9. Кто такие софисты? Что характерно для их взглядов?
10. Почему с именем Сократа связывают поворотный пункт в древнегреческой философии?
11. В чем суть теории идей Платона?
12. Чем определяется сущность вещи с точки зрения Аристотеля?
13. Кто такие киники? Каковы их взгляды?
- Кто такие стоики? В чем суть их этического учения?
- Каким Вам представляется место античной мысли в мировой философской культуре?
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
1. Поиски первоначала у философов античности.
2. Апории Зенона и проблема познания движения.
3. В чем заключается метод Сократа?
4. Значение древнегреческой философии для развития мировой культуры.
5. Характеристика основных философских школ древней Греции.
6. Значение философских идей Фалеса для развития науки.
7. Чувственные образы мифологии и категории философии.
8. Космоцентризм античной философии.
9. Пифагор и пифагорейцы.
10. Суть диалектического метода Гераклита.
11. Особенности мышления софистов.
12. Софисты и Сократ.
13. Значение философских работ Аристотеля для последующего развития философии.
14. Решение проблемы бытия философии древней Греции /Пифагор, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
1. Антология мировой философии: В 4-х т. / Под ред. В.В. Соколова и др. - М., 1969. т. 1.
2. Асмус В.Ф. Античная философия. — М., 1976. С. 24-96.
3. Гриненко Г.В. История философии. – М., Юрайт, 2003.
4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1986.
5. Кессиди Ф.Г. Сократ. – М., 1988.
6. Лукреций. О природе вещей. - М., 1946. Кн. 1., Кн. II., Кн. III., Кн. IV.
7. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию.-М., 1977.
8. Лосев А.Ф. История античной философии. — М., 1989. С. 78-109.
9. Лурье С.Я. Демокрит: тексты, перевод, исследования. — Л., 1970.
10. Пивоев В.М. История философия. – СПб., 2002.
11. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.
12. Фирсов А.В. История философии. – Р н/Д: «Феникс»,2004.
13. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 6307;