Человек и картина мира в средневековой философии.

Время между периодом античности и Новым временем с легкой руки итальянских гуманистов получило название Средневековья. Средневековая философия- это философия феодального общества, развивавшаяся в эпоху от крушения Римской империи 476 год н.э., до возникновения ранних форм капиталистического общества XIV-XVвек основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал: культуры варварских народов Западной Европы (германское начало) и культурных традиций Римской империи: право, науки искусства, и главное христианства (романское начало). Характерными чертами феодализма были: закрепощение крестьян, господство натурального хозяйства, иерархическая структура общества и медленные темпы его развития.

Это была, по определению Гегеля, эпоха " тысячелетней ночи", время послушания и покорности. Сложившееся в период Возрождения представление о культуре средних веков наложило отпечаток на все дальнейшее понимание этой эпохи, вплоть до конца XIXвека. Падение античного рабовладельческого общества сопровождалось упадком философии. Философское наследие было утрачено и оставалось до второй половины XIX века почти неизвестным ученым Западной Европы. Господствующей идеологией стала религиозная. В передней Азии, Аравии и арабоязычных странах - мусульманская, в Европе - христианская, двух разновидностей: римский католицизм и византийское православие.

Это разделение повлияло на формирование культур Западной и Восточной Европы. Период становления христианской философии начинается во втором веке нашей эры, когда возникает так называемая патристика (от лат. "патер" - отец), т.е. учение отцов церкви. Она достигает своей кульминации после признания христианства государственной религией Римской империи и после того как первый Вселенский собор христианской церкви в 325 году н.э. в г. Никеепри императоре Константине Великом установил важнейшие догматы христианского учения.

При всей внутренней цельности христианской философии в ней выделяется два периода: патристика и схоластика (от греческого "схола" - школа). Четким хронологическим разделом между этими этапами можно считать I-IV век - этап патристики и XI-XV век - этап схоластики.

Общепринятыми являются и главные персоналии, представляющие высшие этапы развития этих периодов: Аврелий Августин или Августин Блаженный (354-430 года) - высшая точка развития патристики, Фома Аквинский (1225-1274 года) - высшая точка развития схоластической философии. Еще до того как христианство было объявлено государственной религией Римской империи, существовала ранняя форма патристики, сочинение отцов церкви, которая заложила основы христианско-религиозного мировоззрения. По сути дела, с ранней патристики и начинается развитие Средневековой философии. В ее рамах начинается процесс переосмысления античной философии и заимствование из нее того материала, которое составил идейную основу новой картины мира, построенной на догматических положениях теологии - (богословского вероучения).

Апологеты от слова "оправдание, защита" христианского учения своей основной задачей считали не открытие новых положений, а доказательство истинности уже имеющихся, происходящих от вполне авторитетного источника.

Представители ранней схоластики: Юстин Мученик, Тертуллиан, Флавий Климент, Григорий Нисский. На этапе патристики философию формировали отцы церкви, которые стремились приспособить философию эллинизма к обоснованию догматов христианской веры. Сочинение философов этого периода ориентировано на труды античного философа Платона. На этапе патристики происходит интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии.

 

  1. Основные проблемы средневековой философии и ее отличительные черты.

После V века н.э. христианская религия и церковь, обрели господствующее положение в странах Западной Европы. В этот период философия преподавалась в школах и монастырях, а ее основной задачей считалось, обоснование истинности христианского вероучения. Такая философия и стала называться схоластикой, т.е. школьной философией.

В Западной Европе утвердился феодальный строй с монархической формой правления и духовной властью католической церкви. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания. Развитие школ, светских и духовных, а с середины XII века и основание первых университетов, поставили перед философией задачу: помочь церкви в философском обосновании догматов веры.

С этих пор христианская философия становится на путь, который характеризуется формулой: "Философия есть служанка богословия". Таково было мнение образованных кругов средневековой Европы. Нельзя забывать и того, что большинство ученых были представителями духовенства, а монастыри являлись очагами культуры и науки. Здесь преподавались приспособленные к религиозным целям 7 "свободных искусств": грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Если патристика разрабатывала основы христианского вероучения, то схоластика стремилась свести его в единую систему и сделать популярным и доступным для широких слоев населения. На этом этапе происходит систематическая разработка христианской философии под огромным влиянием философского наследия Аристотеля. В схоластике философское мышление использовалось как средство для доказательства незыблемости религиозной веры и ее догматов. Догматы церкви приобретают, законченную рационально оформленную систему. Переход от античного мировоззрения к христианскому включает в себя пересмотр воззрений на сущность и предназначение человекам это был переход от античного атлета, живущего в гармонии с миром и земными радостями - к аскету, устремленному к духовным ценностям и единству с Богом.

Если в античном мире гражданин полиса ощущал свою и единство с государством в повседневной жизни, то средневековый человек свою связь с обществом ощущает лишь духовно, через Бога. Тем самым в средние века осуществляется переход от рабовладельческого сообщества, равных свободных граждан к феодальной иерархии сеньоров и вассалов, от служения обществу – к личному служению своему господину. Человек становится сословной личностью (в отличие от родовой личности античного мира) В средние века человек выступает не столько как личность, сколько как ее социальная роль, которая воплощалась в профессии (ремесленник, купец, рыцарь).

На средневековую философию повлияли две традиции: христианствои античнаяфилософия. В духовной культуре Средневековья главная роль принадлежит христианской религии.

Ее мировоззренческой основой является связь единоверцев, которая основана на их духовно-нравственном единстве. Религия выступает как новая мировоззренческая опора сознания человека. Христианство стало религией, которая входила в жизнь каждого европейца с момента его рождения, сопровождала его на протяжении всего земного существования и вводила в загробный мир.

Христианство - это религия единобожия, т.е. монотеизм. Поэтому первой характерной чертой средневековой философии является монотеизм, в отличие от политеизма античной философии.

По своему содержанию философия средних веков есть так же теоцентризм, т. е. признание Бога источником и основой всего сущего, сверхъестественной и всемогущей силой. "Все, что есть - все от Бога" - гласит основной принцип теоцентризма, как мировоззрения. Сам мир иерархичен, т.е. упорядочен и чем-то напоминает гигантскую пирамиду с Богом на ее вершине.

Таким образом, второй отличительной чертой средневековой философии является то, что космологизм античной философии сменяется теоцентризмом средневековой философии.

Третья отличительная черта - креационизм (от греческого "креацио" - сотворение). Креационизм, как идея сотворения мира Богом из ничего пронизывает все философские учения того времени. Познание мира – это есть обнаружение божественного начала в нем посредствам откровения (самовыявления Бога), а истина обретается не столько разумом, сколько верой и влечением сердца, через уверенность в существование Творца. Сам же человек тоже существо тварное — сотворенное. Человек - существо двойственное по своей природе: телесное и духовное. Он является венцом творения, образом и подобием Божьим. Предполагалось, что в истории общества и жизни каждого человека имеет место Провидение, т.е. замысел и воля Божья - провиденцинализм.

Четвертая отличительная черта то, что средневековая философия не отличалась свободой мысли, она носила догматический и авторитарный характер, поскольку положение Священного писания рассматривались ею, как нечто безусловное и незыблемое. Вместе с тем, в ее рамках происходит развитие таких областей знания, как онтология, гносеология и логика, антропология, этика, языкознание, диалектика. В религиозной философии средних веков имели место и ереси, как проявление инакомыслия. Они отстаивали возможности человеческого разума и критический дух философского мышления.

Следует отметить еще два существенных момента, говорящих об отличие средневекового мировоззрения от античного. Античное мышление ориентировано на внешний мир, человек занимает в мире центральное место в силу центрального положения Земли в структуре мироздания. Центральное место человека в мире обусловлено тем, что он есть высшее творение Бога, созданное по образцу и подобию Божьему. Время в античном мировоззрении циклично, оно движется как бы по кругу. В средневековом, основанном на христианской религии, мировоззрении мир впервые приобретает временной фактор: от сотворения его Богом до предстоящего Страшного суда. История получает направленность.

Существенное отличие человека от всего остального мира усматривалось в его духовности. По этому же критерию уравнивались все люди. Признание природного (человек-творение Бога) и духовного равенства людей было громадным шагом вперед в самопознании человека, но шагом противоречивым. Оно отнюдь не означало признание социального, экономического, политического равенства. Все люди - "рабы Божьи", независимо от их общественного положения. В связи с общим мировоззренческим переворотом в понимании места человека в мире и статуса самого человека, в философии средних веков происходит смена основных тем, подлежащих осмыслению. Поскольку основная идея христианства - это идея личного спасения, философия стремится осмыслить личностные механизмы самооценки человека: совесть и самосознание.

Средоточие духовности человека - это вера, разуму уже отводилась второстепенная роль. Центральным пунктом проблематики становится внутренний мир человека. В отличие от античного культа человеческой телесности, восхищения его красотой, в средневековом мировоззрении человеческая плоть понималась как носитель греховности, поэтому её необходимо постоянно обуздывать, умерщвлять. Помимо отношения - "Бог и человек", важнейший для средневекового мировоззрения была тема Бога и сотворенного им мира. Особенно пристально обсуждалась эта тема в схоластике.

В средние века знания, которым располагает человек, рассматривалось как абсолютное, неизменное, как божественное откровение. Мировоззренческим принципом средневекового сознания выступало представление, что мир есть книга, в которой реализован божественный замысел Творца. Библия - источник всех знаний. Процесс познания, поэтому сводится к процессу преподавания, передаче знаний от знающих к незнающим. Под наукой понималось содержание Библии. Под изучением - усвоение уже давно обретенного человеком знания. Целью познания считалось перестройка души с помощью слова Божьего. Поскольку Библия рассматривалась как "книга книг", источник всех знаний, слово Бога и его завет людям, то она стала отправным источником и мерой оценки любых теорий философии. Вот из этой исходной установки вытекает целый ряд характерных черт и особенностей средневековой философии таких как:

-символизм и экзегетика. Библия рассматривалась как книга, в которой символически отражен весь реальный мир. Поэтому особое значение приобрела экзегетика, т.е. искусство толкования разъяснения положений Завета. Критерием истинности теории стало соответствие духу и букве Библии. Вся духовная культура Средневековья основана на различном комментировании Библии и трудов теологов.

- библейский традиционализм и ретроспективность, т.е. обращенность в прошлое. "Чем древнее, тем подлиннее", - вот основной принцип духовной жизни. Новаторство считалось проявлением "гордыни". Отступление от старфш рассматривалось как от истинности. Давление авторитетов породило явление "псевдоавторства", когда автор приписывал свои тексты либо пророкам Ветхого завета, либо апостолам и т.д., для придания особой ценности своему труду в глазах общественности.

- каноничность, т.е. опора на определенные труды отцов церкви, их некритическое восприятие, на твердо установленные, ставшие общепринятыми нормами принципы духовной жизни человека и общества и правила религиозной деятельности и религиозного образа жизни.

- дидактизм - учительство, тенденция к назидательности. Деятели средневековой культуры - это, прежде всего, проповедники, преподаватели богословия. Обычная форма философских трактатов — диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика. Главное в деятельности проповедника непросто уяснить себе величие божественного замысла, но передать это другим людям. Отсюда особое внимание таким формам интеллектуальной деятельности как - дискуссия, проповеди, обучение духовным связям учителей и учеников. Дидактизм предполагает предельную искренность в отношениях учителя и ученика. Такая искренность вместе с психологической самоуглубленностью (что так же является существенной характеристикой религиозной философии) породило новый философский жанр - назидательной исповеди. Примерами могут служить: "Исповедь" Августина Блаженного (IV-V век), "История моих бедствий" Пьер Абеляр (XII век), "Утешение философией" Боэций (XVI век), в которых философы обращаются уже ко всему христианскому миру.

- энциклопедичность и универсальностьзнания, когда главным достоинством мыслителя является его эрудиция, виртуозное знание Святого Писания и правил формальной логики Аристотеля. В итоге широкое распространение компиляции, т.е. произведений в виде суммы знаний. Например "Сумма теологии Фомы Аквинского" Сумма против язычного и т.д. Сумма означает логический упорядоченный трактат, обобщающий теоретические достижения эпохи той или иной области знаний с позиции автора. Самая известная - последняя незаконченная Сумма теологии Фомы Аквинского, в которой только из Аристотеля приводится более двух тысяч выдержек.

 








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1220;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.