Опыт описания русского коммуникативного поведения
Как было указано выше, описание коммуникативного поведения народа возможно в рамках ситуативной, аспектной и параметрической моделей. Иллюстрировать на материале русского коммуникативного поведения все три модели не представляется целесообразным: материал, описанный в рамках одной модели, будет неизбежно дублироваться в других моделях; кроме того, это безмерно увеличило бы объем нашей книги.
Мы в данной главе ставим своей задачей предложить читателю наиболее систематизированное описание – в рамках параметрической модели, тем более что она представляет собой результат обобщенного описания по материалам ситуативной и аспектной моделей.
Однако, учитывая в том числе и методологическую ориентацию нашей книги, мы посчитали необходимым привести в качестве примера аспектное описание русского невербального поведения, поскольку таковое в систематическом виде, насколько нам известно, еще не описывалось. При описании невербального аспекта коммуникативного поведения носителей русского языка описываются особенности функционирования отдельных типов невербальных сигналов.
Описание же русского вербального коммуникативного поведения осуществляется по ситуативному принципу (стандартные коммуникативные ситуации и коммуникативные сферы), т. е. в рамках ситуативной модели. Описаны коммуникативные ситуации и коммуникативные сферы, которые оказались релевантными при контрастивном описании русского и западного коммуникативного поведения.
Укажем на уже имеющиеся образцы описания коммуникативного поведения в рамках предложенных нами моделей: аспектная модель описания коммуникативного поведения представлена в монографии Н. А. Лемяскиной, И. А. Стернина «Коммуникативное поведение младшего школьника» (Воронеж, 2000), Н. А. Лемяскиной «Развитие языковой личности и коммуникативного сознания младшего школьника» (Воронеж, 2004). Первый опыт ситуативного описания русского коммуникативного поведения представлен в брошюре «Очерк русского коммуникативного поведения» (Галле, 1991); в достаточно полном объеме ситуативная модель описания представлена в коллективной монографии «Очерк американского коммуникативного поведения» (Воронеж, 2001. с. 72–163). Параметрическая модель описания коммуникативного поведения использована в монографии Е. Б. Чернышовой и И. А. Стернина «Коммуникативное поведение дошкольника» (Воронеж, 2004).
Еще раз подчеркнем разницу между описанием коммуникативного поведения и описанием соответствующих языковых средств, обслуживающих общение. Описание коммуникативного поведения (т. е. описание системы норм, правил и традиций общения) не предполагает описания системы языковых средств (т. е. совокупности слов, выражений, речевых формул), объективирующих ту или иную коммуникативную категорию: языковые средства в ходе описания коммуникативного поведения приводятся лишь как примеры, иллюстрирующие коммуникативное поведение, свидетельствующие о репрезентации той или иной коммуникативной категории в общении народа.
В дидактических же целях описание языковых средств, объективирующих коммуникативное поведение народа, необходимо. Кроме того, при исследовании коммуникативного поведения речевые средства общения как предмет наблюдения являются той фактографической основой, на которой строятся обобщения по поводу действующих в национальном коммуникативном сознании норм и традиций коммуникативного поведения.
Теоретическое описание коммуникативного поведения относится к описанию собственно речевого общения примерно так, как описание языка относится к описанию речи. Описание русского коммуникативного поведения как в рамках ситуативной, так и в рамках параметрической модели включает те коммуникативные ситуации, параметры и коммуникативные признаки, которые в ходе сопоставления русского коммуникативного поведения с западным стандартом в той или иной степени обнаружили национальную специфику, в рамках которых выявились расхождения в коммуникативном поведении двух исследуемых культур.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 948;