Наследуемость заболеваний щитовидной железы
Когда во время процедуры, которую я проводил 11-летнему пациенту, его мама спросила меня о возможном наследовании её сыном заболевания щитовидной железы, я понял — пора написать и об этом.
В подобных случаях обычно приходиться слышать нечто следующее: «Скажите, что Вы думаете о наследственности? У моей мамы делали операцию на железе, и она потом постоянно пила гормоны. И у меня в щитовидке обнаруживали какие-то изменения. Значит, у моего сына это наследственное?».
Обеспокоенность наследованием заболевания вполне понятна. Но в чем именно она заключается? Из чего исходит такое настороженное внимание к болезни?
Я проанализировал обстоятельства, при которых задавался вопрос о наследственности. Оценил настроение и эмоциональное состояние пациентов, интересовавшихся вероятностью наследования болезни. И оказалось, что во всех случаях обращавшиеся ко мне пациенты были обеспокоены не самой наследуемостью изменений, сколько возможностью восстановиться, и в последующем не возвращаться вновь и вновь к необходимости лечения.
Предисловие или Осторожно, «злая собака»!
Мы расположены опасаться неизвестного. Это качество заложено в нас Природой. Оно помогает нам быть осторожными и выживать, избегая опасности. Эта настороженность часто избыточно преувеличивает риск какого бы то ни было повреждения. И так бывает почти всегда в незнакомом или малознакомом нам мире.
Вспоминаю, как во время обучения в институте студенты посещают кожно-венерологический диспансер. Я и сам прошёл через это. Мы старались ни к чему не прикасаться. Вы бы видели, с какой ловкостью мы открывали двери ногами. Девчонки-студентки всегда пристраивались за парнями, настаивая на том, чтобы мы первыми входили, открывая им двери. Что там говорить, во время двух-трёх недель практики в диспансере мы все успевали заподозрить у себя неожиданные кожные заболевания. Мы то и дело почесывали себя в разных местах. С подозрением смотрели на окружающие вещи: мебель, аппаратуру, предметы ухода за больными, медицинскую документацию. И, конечно же, всё это быстро прошло после окончания дерматологической практики.
Припоминается и другая история. Её рассказал профессор на одной из лекций по инфекционным болезням. Его учитель, уважаемый в институте профессор-«инфекционист», всегда отрывал дверь, прикладывая к нему носовой платок. Он никогда ни с кем не здоровался через рукопожатие. Конечно, окружающие знали об этих «странностях», но старались не замечать их.
Что же общего между опасением в вероятной наследуемости заболевания, студенческими страхами и настороженным поведением старого профессора? Может быть, это Неизвестность и Незнание? Возможно ли, что эти два «Н» мистически соединены с первой «Н» — Наследственностью? Конечно, нет. И далее мы выясним некоторые важные особенности данного нам Природой полезного свойства — наследственности.
Вы видели, как виляют хвостом от любви к своим хозяевам домашние собаки, которые готовы всякий раз облаять проходящего мимо? Так и наши гены приспосабливаются под различные условия, в которые мы попадаем, оказывая нам соответствующую поддержку и внимание.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 642;